Страна где общаются на фарси. Персидский язык

سلام علیکم (салам "алейком) - Мир вам! Вы помните далёкую заморскую страну из детских сказок? Ту, куда отправлялись купцы за диковинными товарами и специями?.. Где в роскошных дворцах, окружённых садами с павлинами, томились в ожидании отважных героев чернобровые красавицы? Где за пиалами зелёного чая звучали рассказы седовласых мудрецов? Откуда начинал своё очередное путешествие, чтобы поторговать, да и мир посмотреть, неутомимый سندباد - Синдбад-мореход?.. Ах как хотелось бы хоть на мгновение попасть туда! Бродить по лабиринту извилистых улиц, скрываться в тени пахучих плодовых деревьев от жаркого солнца, лакомиться медовыми сладостями, затеряться среди толчеи и шума базара, среди запахов пряностей и приправ. Неведомая и таинственная, словно время, чарующая и яркая, как её ковры, Персия… Но эта сказочная страна реально существует! И чтобы попасть в неё, нужен лишь билет на самолёт и разговорник… А на каком же языке там говорят?

В индоевропейской семье языков زبان فارسی - фарси или парси, персидский - популярнейший язык, входящий в юго-западную подгруппу иранской группы. В мире на нём говорят по разным оценкам от 60 до 80 миллионов человек.

Современный персидский широко распространён во многих государствах и сообществах. Поскольку в некоторых странах для него установлены свои особые нормы, это даёт право относить его к языкам плюрицентрическим. Официально признаны три родственных варианта, ставших национальными языками для Ирана, Афганистана и Таджикистана. Самый известный среди них - фарси, он же «западный фарси» или фарси Исламской Республики Ирана - родной язык персов, а также второй язык для межэтнического общения, язык литературы, СМИ и т. д. для представителей других народностей в этой стране. «Восточный фарси» включает в себя دری - дари или фарси-кабули - государственный язык Афганистана, а также таджикский или тоджики - официальный язык Таджикистана. На персидском говорят национальные меньшинства в Бахрейне, Ираке, Кувейте, Омане, Йемене, ОАЭ, Пакистане, Узбекистане и в других странах.

Несмотря на наличие различий у трёх крупных литературных норм образованные люди из Ирана, Афганистана и Таджикистана могут легко понимать друг друга. А вот разговорные диалекты персидского могут настолько отличаться, что делает общение их носителей затруднительным (особенно диалекты западноиранских и северотаджикских народностей).

Сегодня фарси включает в себя несколько форм: основанный на классическом варианте язык высокой и архаизированной речи - книжно-письменный стандартный или современный, который за счёт довольно консервативного отношения к литературной норме позволяет персам и сегодня понимать тексты даже тысячелетней давности; функциональный вариант для повседневного вежливого общения - общенациональная разговорная речь, оказывающая всё большее воздействие на книжный язык, часто используемая в современной литературе; и خودمونی - ходемуни - непринуждённая речь, включающая в себя и ненормированные диалекты. Формы эти довольно сильно отличаются друг от друга, как на грамматическом, фонетическом, лексическом, синтаксическом, так и на словообразовательном уровнях, отражая изменения, накопленные тысячелетиями со времён классического периода. Всё это лишний раз подтверждает, что персидский - текучий, подвижный и многозначный, каким и должен быть язык Востока. Да, на фарси сказывалось влияние греческого, римского, индийского, арабского… Но он сохранил свою древнюю магию, своё особое очарование и индивидуальность.

Персидский алфавит в фарси и дари создан на основе дополненного четырьмя буквами арабского и таким образом включает в себя 32 символа. Особенностью письма персов является последовательное отображение согласных и устойчивых, долгих гласных. Краткие гласные записываются только в начале и конце слов, что приводит к возникновению большого числа омографов - совпадающих в написании, но различных по звучанию слов. То есть, чтобы правильно прочитать или произнести персидское слово, вам необходимо будет знать его заранее. Согласитесь, это довольно трудно не только для новичков в фарси, но и для самих носителей языка! Ещё одна сложность - отсутствие норм правописания. Персидский - язык, находящийся в непрерывном развитии. Правила устаревают, на их место приходят новые, он движется, течёт как река, без преград и ограничений. Конечно, со временем будут написаны учебники, словам и предложениям зададут жёсткие рамки, а пока можно наслаждаться «дыханием» живого, свободного и пластичного языка.

Столкнувшись с персидским, вы обнаружите, что времена тесных торговых и культурных отношений Ирана (Персии) и России (Руси) оставили свой след в обоих языках. Взять к примеру такие иранские заимствования, как: بادیه - бадья, پنبه - бумага, دیوان - диван, پلاس - палас, پیاله - пиала, استکان - стакан, تاس - таз, انبار - амбар, بازار - базар, جامهدان - чемодан - и это лишь малая часть заимствований. Этот список можно продолжить: рай, небо, честь, цена, мудрый, медь, сапог, хмель, штаны, чаша, собака, топор, хата и многие другие «родные» для нас слова пришли из Персии. По одной из версий слово «бог» тоже имеет древнеиранские корни. Как же много «ниточек» соединяет нас с этой древней страной!

Говоря о персидском невозможно не упомянуть, что это язык, на котором были написаны величайшие литературные памятники, философские, медицинские, военные и естественнонаучные трактаты. В 1872 году на Берлинском конгрессе лингвистов фарси был признан мировым классическим языком наравне с санскритом, древнегреческим и латынью. Причина - в богатстве персидской литературы и в её огромном влиянии на мировую культуру. Омар Хайям, Саади, Низами, Ибн Сина (Авиценна), Руми, Аль Бируни, Рудаки, Фирдуоси, Джами, Насир Хосров, Аттар, Балхи, Санаи, Хафиз Ширази, Дехлави - эти и многие другие величайшие поэты, учёные философы творили на персидском языке.

В заключение хотелось бы вернуться к персидским сказкам. Это удивительный мир мудрых, поучительных историй, захватывающих приключений и страстных историй любви… Здесь каждый, и ребёнок, и взрослый, найдёт что-то для себя. А кто не слышал историй о весельчаке Ходже Насреддине, который выходил победителем из любой сложной ситуации? Оружием его были меткое слово, юмор и нестандартный образ мысли. Кто-то наверняка вспомнит историю о «Шахе и Визире» или о «Персидской Кошке». А может вам довелось прочесть волнующую هزار و یک شب - «Тысяча и одну ночь» или положенную в её основу книгу هزار افسانه - «Тысячи Мифов»? Любители преданий о древних временах, возможно, знакомы с شاهنامه - «Шах-наме» или «Книгой царей», повествующей об истории Ирана до прихода ислама в VII веке, или с такой интересной и известной книгой, как персидский дастан XIX в. «Амир Арслан».

Возможно, вы желаете прочесть ещё не переведённые книги наших современников на фарси, либо ведёте бизнес с партнёрами из Ирана и необходим перевод коммерческих документов, либо вам требуется перевести с/на фарси документы личные - тогда добро пожаловать к нам. Всегда к вашим услугам профессиональные переводчики из .

Персидский язык, или фарси — государственный язык Исламской Республики Иран. Он относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. На нем также говорят в Афганистане, Таджикистане и на Памире (правда, форма языка там более архаичная). Всего каких-то сто лет назад этот язык был гораздо более распространенным — от Среднего Востока до Индии. Общее число говорящих на фарси достаточно велико: 65 миллионов в Иране, около 7 миллионов в Таджикистане; плюс говорящие на дари (диалект фарси): 34 миллиона в Афганистане и около 2 миллионов в Пакистане.

Кроме персидского в иранскую группу языков входят многие современные живые языки: белуджский, гилянский, дари, курдский, мазендаранский, осетинский, пушту, таджикский, талышский, татский и др. К иранской группе относятся также мертвые языки: авестийский, аланский, бактрийский, древнеперсидский, мидийский, парфянский, сакский, скифский, согдийский, среднеперсидский (пехлеви), хорезмийский.

В истории персидского языка выделяют три периода: древний, средний, новый.

Древний период (VI—III века до н. э.) представлен древнеперсидским языком, который был распространен в юго-западной части Иранского плоскогорья (современная провинция Фарс). Древнеперсидский язык засвидетельствован клинообразными надписями династии Ахаменидов (VI—IV века до н. э.), выполненными на стенах и архитектурных деталях дворцов, усыпальницах царей, скалах и др. Священная книга зороастрийцев Авеста также написана на одном из диалектов древнеперсидского языка, который и назвали в честь священной книги — авестийский. А язык самой древней части Авесты (Гаты — гимны) по звуковому составу и грамматическим формам настолько близок к древнеиндийскому (ведийскому санскриту), что оба они могут рассматриваться как диалекты одного общего протоязыка ариев. И древнеперсидский, и авестийский языки обладают богатой флективной системой с наличием ярко выраженной грамматической категории рода (мужской, женский, средний), трех чисел (единственное, двойственное, множественное) и падежей (в древнеперсидском их семь, в авестийском — восемь).

Средний период (III век до н. э. — VII век н. э.) представлен среднеперсидским языком (пехлеви). Это письменный и литературный язык Ирана эпохи Сасанидов (224—651 годы н. э). В его основе лежит истахра — диалект столицы одной из южных провинций Ирана — Фарса (Персиды), родины Сасанидов. Период правления этой династии стал временем расцвета письменности на среднеперсидском языке. Позже, перестав быть языком живого общения, среднеперсидский еще много столетий сохранялся в качестве письменного языка, главным образом в среде зороастрийцев. До нас дошли две категории памятников на среднеперсидском языке: написанные пехлевийской графикой и созданные при помощи других типов письма. К памятникам первой категории относятся: надписи на различных сооружениях, надгробиях, скалах, на монетах, печатях, амулетах, сосудах, а также довольно обширная зороастрийская литература духовного и светского содержания. В основе письменности среднеперсидского языка лежал арамейский алфавит. Старейшим образцом книжного письма является христианский пехлевийский Псалтырь (перевод с сирийского). Рукопись датируется приблизительно VII веком н. э. Найден Псалтырь был в Булайике (севернее Турфана). До нас дошло довольно много образцов зороастрийской литературы, в основном религиозного содержания: Бундахишн (Мироздание), в котором излагаются воззрения зороастрийцев на создание мира, «Датастан и менойе храт» («Суждения высшего разума»), «Панднамак и Зардушт» («Книга наставлений Зороастра») и др. К памятникам, созданным при помощи других типов письма, относятся: манихейские тексты, написанные манихейским и согдийским шрифтом и тюркским руническим письмом. Манихейские тексты также религиозного содержания. Пехлеви по сравнению с древнеперсидским характеризуется упрощением морфологии, изменением синтаксиса, а также некоторыми фонетическими сдвигами. В нем преобладают черты аналитического строя. Вследствие распада флексии уже в очень ранний период своего развития он утрачивает грамматические категории рода и падежа, двойственного числа, значительно изменяются глагольные формы. В период господства Арабского халифата в Иране (VII—X века н. э.) государственным языком, а также языком литературы и письменности становится арабский.

Новый период (современный) начался приблизительно в VII—VIII веках н. э. и продолжается по настоящее время. К началу IX века в Средней Азии и Хорасане складывается литературный язык, называемый в различных литературных и исторических сочинениях языком дари, а также парси (или фарси), который стал общим языком для персов и таджиков. К этому периоду относятся создание первых памятников письменности на основе арабского алфавита.

Современные персидский и таджикский языки представляют собой дальнейшее видоизменение языка дари, то есть являются практически двумя ветвями первоначально единого языка дари. Иранцы, приняв ислам, стали распространять его дальше по территории современного Закавказья, Средней Азии, Афганистана и Индии. Это дало основание называть персидский язык вторым языком ислама. В значительной части этого региона классический персидский язык становится общим языком для индийцев, иранцев, таджиков и других народов, функционирует как язык литературы, науки, культуры и межнационального общения. Потому в языках этого региона наряду с арабскими заимствованиями также много персидских слов и выражений.

В X—XV веках на фарси была создана богатейшая литература, главным образом поэзия. Среди авторов — представители народов Ирана, Афганистана и Средней Азии: Рудаки (X век) в Бухаре, Фирдоуси (X—XI века) в Хорасане, Омар Хайям (XII век), Джами (XV век) в Герате, Саади (XIII век) и Хафиз (XIV век) в Ширазе, Низами (XIII век) на азербайджанской земле, Руми (XIII век) в Балхе (Хорасан). На фарси писали великий ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна), видные историки иранского Средневековья Бэйхаки, Гардези, Рашид ад-Дин и др.

Завоевание Ирана арабами оказало значительное влияние на персидский язык: была заимствована арабская графика, словарный состав обогатился огромным количеством арабских слов. По мнению специалистов, более половины активного лексического состава современного персидского языка — слова арабского происхождения. Однако грамматический строй персидского языка проявил исключительную устойчивость по отношению к арабскому языку и не подвергся почти никаким изменениям.

ПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК (фарси), родной язык персов, официальный язык Исламской Республики Иран. Распространен по всей территории Ирана (население более 65 млн. человек, примерно половина – персы). Персидский, как и близкородственные ему таджикский и дари Афганистана, относится к юго-западной группе иранских языков. Современный персидский язык сформировался за последние 70–80 лет на основе живой персидской диалектной речи и классического персидского языка (язык классической персидско-таджикской литературы 9–15 вв.), на базе которого развились три близкородственных языка – персидский, таджикский и дари Афганистана (расхождения начались с 16–17 вв.). Таким образом, огромное литературное наследие на классическом персидском (Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Руми, Джами и др.) является общим для народов Таджикистана, Ирана и Афганистана.

Современный персидский язык отличается от классического персидского, причем на всех языковых уровнях – в фонетике, морфологии, синтаксисе, лексике. В основе устной формы литературного языка лежит тегеранский диалект. Известны также персидские диалекты Кермана, Исфахана, Новгана (Мешхед), Бирдженда, Систана, Себзевара и др. В целом диалекты персидского языка изучены мало. История персидского языка зафиксирована на протяжении более 2500 лет. В ней выделяются три основных периода: древний, представленный древнеперсидским языком (6–4 вв. до н.э.), средний (среднеперсидский язык, 3–4 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) и новый, представленный классическим персидским и современным персидским (с 8–9 вв. по настоящее время). Персидский язык в ходе своего исторического развития претерпел значительные изменения в фонетической, грамматической и лексической системах, пройдя путь от языка с развитой системой флективных форм (в др.-перс.) до аналитического языка. Имеется 6 гласных фонем – i, e, ä, å, o, u; два дифтонга – , . В системе консонантизма 22 фонемы. Существительные характеризуются категориями числа и определенности/неопределенности. Ударение в большинстве слов падает на последний слог. Категорий падежа и рода нет. Глагол характеризуется категориями лица, времени, залога, наклонения. Все глаголы спрягаются по единому типу спряжения и по структуре делятся на простые и сложные. Для связи слов в предложении используются изафетная конструкция, предлоги и послелог -ra. Изафетная конструкция – это особый способ выражения атрибутивной связи, при которой ее показатель (безударная изафетная частица; в персидском -e ) присоединяется к определяемому слову (а не к определению), напр.: šahr-e bozorg «большой город» (букв. «город-который большой»), äsb-e pedär «лошадь отца». Лексическое ядро составляют исконно иранские слова, много заимствований из арабского языка (до 50% всей лексики), турецкого, французского, английского и др. языков. Для персидской письменности используется арабская графика с добавлением четырех букв, которая быстро внедрилась после завоевания Ирана арабами в 7 в. Первые письменные памятники относятся к первой половине 9 в.

Персидский язык, известный также как фарси, заслуживает того, чтобы на него обратили внимание все любители иностранных языков. И сейчас я расскажу, почему.

1. Красота

У иранцев есть поговорка «fārsi shirin ast» — «фарси сладок». Мелодичность, протяжность, теплые звуки – этот язык будто специально был создан для поэзии и песен. Вот один отзыв: «Когда я слушаю иранцев, возникает ощущение, словно мед течет по ушам, когда говорю, а точнее пытаюсь, во рту возникает уникальнейшее чувство сладости, щербета, винограда нежности, с которым не хочется расставаться».

2. Простота грамматики

Если вы — любитель исключений, зубодробительной грамматики, табличек неправильных форм, то, пожалуйста, не беритесь за фарси. Я как-то видела в интернете список грамматических правил персидского, уместившийся на две вордовские страницы. В фарси нет согласований по роду и числу, нет падежей, окончания глаголов во всех временах одинаковые. Вы сможете поддерживать элементарные разговоры вскоре после начала изучения.

3. Образность

А вот с лексикой будет посложнее. Все иранцы немного поэты, а их язык – отчасти поэзия. Судите сами, вот обыденные выражения повседневной речи: «моя мысль упала к тому, что…», «моя душа хочет тебе сказать, что…», «я пожертвую собой ради тебя», «душа моя», «твое место было пустым» (жаль, что тебя не было), «мое сердце хочет…», «пусть ваши руки не знают боли». Такие выражения встречаются в фарси на каждом шагу.

4. Ключ к другим языкам

По историческим причинам влияние фарси прослеживается в большом количестве языков: хинди, армянский, грузинском, турецком, азербайджанском… Не зная турецкого, я смогла понять отдельные слова в билете на самолет, а хинди так вообще понимаю почти через слово.

5. Персидская поэзия

Одной этой цели может быть достаточно. Омар Хайям, Хафиз, Саади, Руми – все они писали на персидском. Наши переводы их творений жертвуют либо смыслом ради формы, либо наоборот. В переводе нам никогда не услышать музыки их стихов, не понять их истинного величия. Выучив фарси, вы сможете понимать их, ведь язык с тех времен почти не изменился.

6. Кино

То, что иранское кино очень сильное, известно только узкому кругу любителей. Теперь знаете и вы. Иранцы снимают глубокие и трогательные фильмы. Маджид Маджиди, Джафар Панахи, Асгар Фархади (получивший уже два Оскара), Мохсен Махмальбаф, Аббас Киаростами – советую всем, даже не заинтересованным в фарси, посмотреть их фильмы. Ну а если вы понимаете фарси, то получите двойное наслаждение и сможете заглянуть в сердце персидской души.

7. Самобытная культура

Персидская культура – это необычная смесь древних зороастрийских и исламских традиций. В Иране все другое, даже есть собственный календарь. А знаете, какая книга считается здесь Библией, есть в каждом доме, и кладется на стол в праздники? Думаете, Коран? Нет, это сборник стихов Хафиза. Это очень ярко показывает оригинальность персидской культуры. Даже ислам здесь другой, в нем, например, разрешается изображать людей.

8. Путешествия

Иран – одно из самых недооцененных туристических мест на планете. Здесь безопасно и нет никаких террористов. Зато есть разнообразная природа (от снежных гор до жарких пустынь) и богатое историческое наследие древней Персии: Исфахан, Шираз, Перспеполис, пятитысячелетний Йезд…Но для спокойного путешествия вам понадобится минимальное знание фарси. Местные жители, как правило, английский не знают.

9. Иранцы

Не зная языка, вы не сможете поговорить с местными, и этим упустите очень многое. Иранцы очень дружелюбный и добрый народ, а гостеприимство у них возведено в настоящее искусство. Они будут стараться всячески вам помочь, устроят настоящий пир в вашу честь (иранская кухня – это очень вкусно) и могут предложить отдать вам любую вещь, которую вы похвалите в их доме (лучше быть вежливым и отказаться).

Даже если вы чуть-чуть говорите на фарси, иранцы расцветут и наговорят вам кучу комплиментов. Многие путешественники отмечают, что самое замечательное впечатление, несмотря на все красоты Ирана, у них осталось именно от местных жителей.

10. Возможность пообщаться с носителем языка

Может быть, у вас все же нет возможности или желания ехать в Иран. Не беда – вы сможете найти иранцев в России. Уже сейчас в Россию приезжает много иранцев, и будет еще больше, потому что визы для туристических групп только что отменили. А уж если вы подружитесь с ними тут, то приглашение в Иран вам обеспечено! И не надо их бояться. Конечно, везде есть плохие люди и нужно быть бдительным. Но среди иранцев очень много образованных и интересных, абсолютно современных людей, с которыми стоит пообщаться.

Что сказать в заключение? Бегом учить фарси! Шутка. Персидский, скорее всего, не понадобится вам для карьеры или других практических достижений. Но он без сомнения может стать вашим языком для души!

Персидский язык (фарси) входит в индоиранскую группу индоевропейской языковой семьи. Он широко употребляется в Иране, Афганистане, Таджикистане и Узбекистане. Большинство лингвистов считает его эволюцией среднеперсидского языка – официального и литературного языка империи Сасанидов. Фарси – плюрицентрический язык, и его грамматика похожа на грамматику многих современных европейских языков.

В ходе своего развития фарси прошел три периода: древнеперсидский язык (время правления династии Ахеменидов, 400-300 гг. до н.э.), среднеперсидский язык (эпоха Сасанидов) и современный персидский язык. Самая древняя из сохранившихся записей на фарси – это Бехистунская надпись царя Дария I из династии Ахеменидов (522-486 гг. до н.э.), хотя, вероятно, существуют и более старые тексты. От современного фарси древнеперсидский язык отличался развитым грамматическим строем: в нем было восемь падежей, три грамматических рода и три числа (единственное, двойственное и множественное).

Современный литературный фарси представлен тремя вариантами: это иранский персидский (собственно фарси), на котором говорят в Иране; афганский персидский (или дари), распространенный в Афганистане; и таджикский персидский (называемый также таджикским языком), который используется в Таджикистане и Узбекистане). Кроме этих трех литературных вариантов, в международном стандарте ISO 639-3 указаны и семь региональных диалектов: хазараги, аймакский, бухарский, джилиди, дехвари, дарвази и пахлавани.

В персидской морфологии превалируют суффиксы, хотя есть и небольшое количество приставок. Глаголы могут выражать время и вид, они согласуются с субъектом по лицу и числу. В фарси отсутствует грамматическая категория рода, а у местоимений не обозначается естественный род. Типичная структура повествовательного предложения — (S) (PP) (O) V. Это значит, что предложение может содержать факультативные субъекты, предложные обороты и объекты, за которыми обязательно следует глагол. В фарси активно используется словообразование с помощью аффиксов и основ, а также деривационная агглютинация.

В современном персидском языке довольно много арабских лексических единиц, которые часто отличаются по значению и употреблению от своих арабских оригиналов. Британский лингвист Джон Перри в своей статье «Ареалы и семантические поля арабского языка» утверждает, что общее количество арабских синонимов, употребляемых наравне со своими персидскими эквивалентами, составляет в современном фарси до 40%. В конце 19 и начале 20 века в фарси проникло некоторое количество заимствований из французского языка, а в настоящее время, как и в большинстве других языков мира, в нем появляется все больше лексики английского происхождения. А в таджикском варианте фарси существует широкий пласт заимствований из русского языка.

Использование случайных иноязычных синонимов как альтернативных выражений вместо исконно персидской лексики – обычная практика при повседневном общении. Например, вместо чисто персидского «сепасгозар-ам» («спасибо») часто можно услышать французское «мерси» (правда, с ударением на первом слоге) или персидско-арабский «гибрид» — «мотешакер-ам».

Сам фарси тоже оказал довольно сильное влияние на лексический состав других языков, особенно индоиранских (урду и, в меньшей степени, хинди) и тюркских (турецкого, татарского, туркменского, азербайджанского и узбекского). Немало персидских заимствований и в сербском языке, особенно в том его диалекте, на котором говорят в Боснии и Герцеговине. Заимствования из фарси есть даже в таких языках, как малайский или суахили.

И в иранском, и в афганском вариантах фарси применяется модифицированный арабский алфавит, с использованием дополнительных букв. До принятия ислама иранцы пользовались авестийским алфавитом, а затем – письмом пахлави. Гласные на письме обычно пропускаются, поэтому в фарси используется арабская система расстановки огласовок – харакат. Правда, применяется она преимущественно в учебных текстах и в некоторых словарях. Следует отметить, что в персидском алфавите есть несколько букв, которые употребляются исключительно для написания арабских заимствований, хотя произносятся они точно так же, как их персидские аналоги. В таджикском варианте фарси используется и русский алфавит.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: