Борьба миров в поэме Александра Блока «Двенадцать». Сочинение

Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать"

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе-
вавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро",
до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную
" музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века",
который "взойдет средь всех несчастных поколений".

Поэма "Двенадцать" -одно из самых сильных и современных произ-
ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный
дневник революционных событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь-
ба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз-
решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого
так боялся еще Пушкин.

Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Бе-
лый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на
перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек".
Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор,
не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голод-
ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши
хвост".

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со-
зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы -
столкновение добра и зла, будущего и прошлого - в самих людях. На
авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс-
твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че-
ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с
кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по-
тому что: "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в
белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи-
анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а
революционный народ, идущий в будущее "державным шагом".

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным
поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарс-
ким" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но при-
нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто-
рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем
самым великую национальную трагедию.

Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
Революция - это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной
от народа интеллигенции, рафинированной "чистой", в значительной сте-
пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.

Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму.

В день первой годовщины Октября на кумачовых полотнищах читали:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!

Поэма начинается любимым образом Блока - изображением метели, символизирующей земную любовь. Вьюга становится равнозначной революционной буре. С ней связан ветер, который «косит» одиноких прохожих. В свисте его Блок слышит музыку революции.

В контрасте с белой метелью Блок изображает черное: старый мир рушится в черную бездну, черное небо раскинулось над головой бродяги:

Черное, черно небо…

Старый мир обречен. Он порождает только черную злобу:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…

Сатирические образы «старого мира» смешны: барыня «в каракуле», трусливый «вития», говорящий «вполголоса», старушка, похожая на курицу. Жалок символический образ голодного пса, который влачит бездомное существование.

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Сливаются с ветром красногвардейцы: стихия сразу теряет враждебность. Этих людей объединяет борьба за свободу, поэтому они шагают бодро, слаженно.

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь…

Говорят о разном. Вспоминают покинувшего их Ваньку. Объединяет этих людей единая цель:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

Изменивший общему делу Ванька появляется в обнимку с «толстоморденькой» Катькой.

В революции он увидел возможность разбогатеть, кататься на лихачах. Он едет «с електрическим фонариком на оглобельках». Катьке подавай «шоколад Миньон». Она отдала Ваньке свою любовь, не разглядев прекрасного красногвардейца Петруху, у которого начался из-за этого «пожар в крови». Убив Катьку, не оценившую его страстного человеческого чувства, он мстит за нее старому миру. Страшно то, что винтовка, призванная защищать революцию, становится орудием убийства.

Товарищи сочувствуют Петрухе, успокаивают его:

Потяжеле будет бремя,
Нам, товарищ дорогой!

Красногвардейцы охраняют революционный город. «Паршивый пес», старый мир, тащится за ними, подстерегая таких, как Ванька.

Двенадцать бунтарей Блока сильны, полны поэтической силы:

Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!

Они делают попытку заявить права на свободу, на счастье.

В конце поэмы вся Земля становится местом действия.

«Вдаль идут державным шагом», - пишет поэт о красногвардейцах. Изображая этих людей, Блок говорит о необратимости начатого пути, о непобедимости революции.

В XII главе появляется образ Христа. Он предстает перед нами «в белом венчике из роз». С содержанием произведения Иисус Христос логически не связан. «Кровавый флаг» не принадлежит Христу, так как части сложноподчиненного предложения связаны союзом «и». Запятая после слова «флаг» стоит не случайно. В начале XII главы мы видим, что «это - ветер с красным флагом разыгрался впереди». Если бы смысл заключался в том, что Христос несет кровавое знамя, то это бы звучало оправдаем насилия. Библейский же Иисус насилие терпит, но не оправдывает его. Блоковский образ - это олицетворение мечты о справедливости и счастливом обществе. Поэтому Христос «в белом венчике из роз» (не в терновом венце!) «и от пули невредим» (мечту нельзя убить!).

Чувствуется вера А. Блока в разум и душу человека. Еще нескоро «настанет день», он ведь даже «невидим», но в том, что это будет, поэт уверен. Кровь, пролитая в революции, представляет собой зло на пути человечества к справедливой и счастливой жизни.

    Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду с художественной ограниченностью образа ему была присуща неисчерпаемая...

    Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные, а нередко и всякие ложно-психологические мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля Блока позволяет ему свести до минимума описательность...

    Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился...

    “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок...

Александр Александрович Блок - поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров - духовного и материального. У Блока, особенно в поздней лирике, эта мысль претворяется в описании борьбы двух идей, двух укладов - гармонии и дисгармонии.

В поэме Блока «Двенадцать», в его последнем крупном произведении, мы также видим противопоставление двух миров - старого и нового, революционного. Старый мир представлен старушкой, которая «не понимает, на что такой огромный плакат» - «Вся власть Учредительному собранию!», священником, барыней в каракуле и двумя существами, которые появляются всегда вместе - «буржуем» и «шелудивым псом», причем последний, собственно, и олицетворяет старый мир. Новое представлено двенадцатью красногвардейцами, идущими дозором под звуки марша:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Но врага этого в поэме нет. Скорее всего, враг - это старый мир (солдаты хотят «пальнуть в Святую Русь»), но буржуй не производит никаких решительных действий, он просто «стоит безмолвный как вопрос». В ранней лирике Блока именно молчание являлось признаком гармоничности. Христос и буржуй - единственные персонажи в поэме, которые не произносят ни слова. Красноармейцы идут «раздувать мировой пожар», но в результате совершают обыкновенное уголовное убийство и отправляются «грабить етажи». Они, которые олицетворяют новый порядок вещей, незрячи и духовно, и физически:

И вьюга слепит им очи Дни и ночи напролет.

Собственно, борьбы между мирами в поэме нет. Властвует дисгармония, вьюга, хаос. П.Флоренский применил по отношению к Блоку термин «бесовидение в метель». Рваные размеры, стилистическая разноголосица создают впечатление неуюта и беспорядка. Как уже было сказано в свое время, молчание было для Блока олицетворением гармонии. Поэма не молчит, она наполнена множеством голосов. Блок в свое время призывал интеллигенцию «Слушать музыку революции», и «Двенадцать» стала записью этой музыки.

Мы видим в поэме жанровую и стилистическую неоднородность. Тут и марш («Революционный держите шаг!»), и народная разбойничья песня («Уж я семечки получу, получу»), частушка, молитва, романс. Используются резкие переходы от высокой к низкой лексике, стилизация под простонародную речь. Авторского голоса в этом произведении нет. Поэма полифонична. Она вся состоит из обрывков чужих фраз, отзвуков чужих слов, вся является олицетворением мира дисгармонии. Особенные споры в среди критиков всегда вызывал конец поэмы:

В белом венчике из роз Впереди Иисус Христос.

Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что Александр Александрович - символист и, следовательно, ни один его образ не подлежит однозначному толкованию. Если впереди двенадцати идет Христос, то это еще не значит, что он их возглавляет. Согласно художественной логике поэмы, красноармейцы и Христос принадлежат к разным мирам. Возможно, они гонятся за ним и стреляют именно в него. В руках Христа кровавый флаг, но чьей кровью он запятнан? Может это всё-таки Антихрист?

Блок в художественной форме выразил то, что увидел и услышал в страшные годы революции. Поэма символична, так как события, произошедшие со страной, не поддаются однозначному толкованию, но она очень верно передает дух той трагической эпохи.

Идея двоемирия особую популярность набрала в период романтизма, провозглашали ее и символисты. Представители этих течений верили, что существует два параллельных мира – материальный и духовный. Поэт-символист А. Блок также берет за основу эту идею, но интерпретирует ее в духе революции. В современном ему укладе уживаются «старый» и «новый» миры, которые борются за право существования. Два мира легко узнаются в образах и деталях.

В поэме читатель встречает старушку, которая всю жизнь прожила в старом мире, а теперь «не понимает, на что такой огромный плакат», призывающий передать всю власть Учредительному собранию». Старушку А. Блок сравнивает с курицей, намекая, таким образом, на свое отношение к людям, которые не могут перебороть в себе «старое». Далее автор проводит по улицам революционного города и знакомит с барыней, «попом», «буржуем». Все они чувствуют себя некомфортно в новых условиях, но понимают, что сопротивляться бессмысленно, так как на страже нового порядка красногвардейцы.

– главный символ революции. Они разгуливают по улицам, разрушая старый мир. Грабежи, насилие, разрушение – вот удел революционеров. Они уверены, что только путь разрухи и хаоса способен привести к новому бытию весь не только их, но и весь народ. Чтобы читатель не сомневался в благости их намерений, А. Блок впереди этой компании ставит Христа «с белым венчиком из роз» на голове. Евангельский образ символизирует справедливость, любовь и добро, которые ждут революционеров и тех, кто пошел за ними, в конце пути. Двенадцать же красноармейцев толкуются литературоведами как апостолы Христа.

На грани «старого» и «нового» стоит Катька. Она живет в своем мире, не может определиться, куда ей «шагать» и это одна из причин ее смерти.

Не только человеческие образы создают миры в поэме А. Блока «Двенадцать». Вспомогательную роль играют явления природы, животные. Например, в начале произведения автор описывает ветреную, снежную погоду. Ветер символизирует революцию. Автор говорит, что ветер распространяется по всему «Божьему свету», но больше всего он донимает «буржуев»:

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Необычный символ старого времени появляется под конец произведения. За Христом и красноармейцами увязывается старый пес. Автор не зря именно так расставляет героев. Он показывает, что пережитки прошлого еще есть, но они уже такие слабые, что готовы «плестись» за революционерами.

Все произведение построено на контрасте, например красные, черные и белые цвета, настроения красногвардейцев и буржуев. Это художественное средство помогает сделать миры более выразительными.

Несмотря на то, что старый и новый миры полностью противоположны, автор мастерски сплетает их, показывая реальную картину их существования.

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную «музыку разрушения» и тоску по другой музыке, музыке «нового века», который «взойдет средь всех несчастных поколений»

Поэма «Двенадцать» – одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.

В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борьба двух «миров». Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!» Контрастны по своему изображению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать человек». Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. «Стоит буржуй, как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир… стоит, поджавши хвост».

Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но созидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы – столкновение добра и зла, будущего и прошлого в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувствует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Революция Блока – революция с человеческим лицом, а не кровавая вакханалия. Революция Блока несет добро и справедливость, потому что «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос».

Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христианском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а революционный народ, идущий в будущее «державным шагом»

В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, «пролетарским» писателем или «выходцем из низов», Блок принял революцию, но принял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие истории, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: