Какая основная мысль рассказа еще мама платонова.
Елена Васильева
Елена Анатольевна ВАСИЛЬЕВА - учитель русского языка и литературы средней школы № 117 ЮЗАО г. Москвы, кандидат педагогических наук.
Читаем рассказ Андрея Платонова «Ещё мама»
Рассказ «Ещё мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г.И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Ещё мама» именно в 5-м классе, причём рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артёма, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты («Никита»), познающего мир, до Васи Рубцова - “полного человека” («Корова»).
Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Ещё мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.
В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Ещё мама», мы вернёмся к этому образу в 6-м классе (рассказ «Корова»), а также в 8-м классе (рассказ «Житейское дело»). Для выявления особенностей стиля А.Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Ещё мама» А.Платонова и «Филипок» Л.Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А.Платонова «Сухой хлеб».
Б еседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.
Понравился ли вам рассказ?
Какова основная мысль произведения?
Почему рассказ называется «Ещё мама»?
Что общего и в чём различие между Артёмом и Никитой, Артёмом и Филипком?
Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А.Платонова Никите и Артёме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.
От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Ещё мама», несмотря на малый объём, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнём с ответов на вопросы.
Какое событие изображает писатель в рассказе?
Как воспринимает школу Артём? Почему он не хочет идти в школу?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артёма с матерью. Главная цель работы с диалогом - помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.
Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе - составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создаётся инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.
Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твёрдой? Что этой деталью подчёркивает А.Платонов в характере матери?
Почему Артём изменил своё решение и пошёл в школу?
С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?
“- Нет, она за тебя не будет, - тихо произнёс Артём. - Она чужая”. Как воспринимает мир герой?
Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?
Разговор Артёма и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твёрдостью ведёт сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артём серьёзно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведёт в школу. И конечно же, слова Артёма вызывают у матери улыбку.
П осле такой предварительной работы чтение по ролям достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
Продолжением беседы может стать слово учителя . Цель его - показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети - это какието маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” («Сухой хлеб», «Корова», «Ещё мама»).
Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжёлом трудовом детстве писателя.
А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».
А нализ рассказа продолжается выявлением основных сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.
Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения - эпизод спасения от быка и развязкой - разговор с матерью.
План рассказа «Ещё мама» отражает его основные сюжетные элементы.
1. Разговор Артёма с матерью.
2. Путь в школу.
3. Учёба в школе.
4. Разговор с матерью.
Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды:
а) разговор умных детей во дворе школы;
б) знакомство с учительницей;
в) первый урок;
г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;
д) урок чистописания;
е) спасение от быка;
ж) знакомство со старикомпогонщиком;
з) “Вся наша родина - ещё мама тебе”.
Анализ произведения идёт по следующим вопросам.
Кого встречает Артём по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?
Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?
Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?
Как ведёт себя Артём в школе?
О чём думает Артём на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?
Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой?
В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?
Как ведёт себя учительница в эпизоде с быком?
Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артёму?
Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?
В диалоге Артёма с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артём говорит, что учительница соскучилась о нём. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?
Как Артём относится к матери? К окружающим людям?
- “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А.Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?
Кто “ещё мама” Артёму? В чём смысл названия рассказа?
Какой художественный приём лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?
Н а уроке ведётся работа над портретом учительницы. Ведущими приёмами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.
Какой видит учительницу Артём? Что он отмечает в её взгляде? Что помогло Артёму увидеть “ещё маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “ещё маму”. С помощью каких приёмов рисует А.Платонов это превращение?
Что Артём считает “своим”, а что “чужим”?
Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Ещё мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?
Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А.Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” - такой видит Артём учительницу впервые. Он отмечает её детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артёма к учительнице.
Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», - подумал Артём”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “ещё маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребёнок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несёт его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артёма.
Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артёма, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, - значит, своя”.
Для героя рассказа «Ещё мама» “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сёстры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “своё - чужое”, “родное - неродное”, “знакомое - незнакомое”, “хорошее - нехорошее”. Всё то, что обступило со всех сторон родной дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А.Платонов шаг за шагом показывает, как ребёнок, воспринимающий мир через оппозицию “своё - чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путём снятия противопоставления “своё - чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “своё - своё”.
Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создаёт портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Ещё мама» и «Никита».
Когда Артём впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берёт его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от неё” так же, как и от матери, “тёплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. - Е.В. ). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артём “почуствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло теплом , чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй” , - и успокаивается, подобно маленькому Артёму. Хлеб, земля, мать, отец - Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.
Сопоставьте путь в школу Филипка и Артёма. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?
Какова форма повествования в рассказе А.Платонова «Ещё мама» и Л.Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?
А.Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А.Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В «Филипке» повествование ведётся от третьего лица. В рассказе «Ещё мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию (сказал - ответил ), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артёма.
Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».
Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артёма характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” (Сиротинина О. С. 160–163). О чём говорят они? Каков внутренний мир героя?
- “Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далёкое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает”. От какого лица ведётся повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артёма. Обратите внимание на разговорную лексику. О чём говорит она?
А нализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребёнка - чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать всё многообразие мира.
В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворённости человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артём, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идёт в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребёнок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребёнка под влиянием матери и отца в “одухотворённую” личность - это движение интересует писателя.
Рост “одухотворённости” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.
Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” («Сухой хлеб»). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.
“Артём поднял жука, положил его на лопух.
Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова («Корова»). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.
Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора - изображение сложного процесса социализации человека. А.Платонов показывает, как человек в напряжённой борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и своё место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “ещё маму” - духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и ёмкого понятия матери: от родной матери к “ещё маме” - учительнице, а затем и ко всеобщей матери - родине.
“- А ещё у меня есть мама? - спросил Артём.- Далекодалеко, гденибудь?
Есть, - ответила учительница. - Их много у тебя.
А зачем много?
А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина - ещё мама тебе”.
Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.
“В классную комнату вошёл старик с кнутом, запылённый землёй; он поклонился и сказал:
Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была...
А вы кто, вы чьи? - спросила Аполлинария Николаевна.
Мы дальние, - ответил старик. - Мы скрозь идём вперёд, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!
Они вот детей могут изувечить, ваши быки! - сказала Аполлинария Николаевна.
Ещё чего! - обиделся старик. - А я-то где? Детей я уберегу!”
Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко - огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “ещё мамы”, но и всех людей его родины, которых Артём раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Ещё мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.
В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворённая личность в “жизни со всеми и для всех”.
Литература
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.
Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.
Литературное чтение.
Тема: Рассказ А. П. Платонова «Ещё мама».
Цель: учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.
Оборудование: презентация, краткая биография Платонова
Ход урока
I. Организационный момент.
II Скороговорка Проговаривание по рядам.
Почему очень важно в начальных классах проговаривать и читать скороговорки?
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы будем анализировать произведение. С чего мы начинаем? Называем автора, название произведения, жанр произведения. Кто готов ответить?
Как вы думаете, биография писателя может влиять на его произведения?
Слушаем пересказ.
Андрей.Платонов в детстве познал столько горя, что он помнил об этом окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много… ” – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».
«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», в 1965 г, № 9. Образ матери платоновской прозы – символ души, чувства любви к семье. Родине. Вот почему «еще мама» – та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные уроки. Учит добру, преодолению препятствий. Как, герой рассказа “Еще мама” – Артем «прокладывает” себе путь в большой мир людей.
Самая главная нравственная проблема первой части рассказа, - это проблема любви мамы и мальчика, причём любовь, по-Платонову, - это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, а сколько сын о матери.
Во второй части рассказа затрагивается проблема развития личности семилетнего ребенка. Платонов показывает, как тяжело войти в мир взрослых маленькому Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей Апполинария Николаевна смогла найти подход к нему. Он сам захотел идти в школу. Бывают книги, которые мы читаем залпом: интересно узнать, чем все кончится. Произведения Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про людей и про самих себя такое, до чего бы никогда не додумались сами.
Вывод: Платонов затрагивает проблемы: проблема любви матери и сына, проблема перехода семилетнего ребенка в школьную жизнь.
4. Работа с произведением.
При чтении вы наверное заметили, что в этом произведении много диалогов. (Что такое диалог?) Теперь наши учащиеся постараются передать характер героев, их чувства в сценках. Роль Артема играют: Виноградов Миша, Зейналов Елсун. Роль матери исполняет: Алексеева Н. роль учительницы Аполлинарии Николаевны исполняет: Самарец Римма. А теперь слово нашим артистам. После просмотра будем отвечать на вопросы.
Вывод учителя:
Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ?
Когда жил Филиппок, а когда - Артем?
(В 19 веке в царской России, в 20 веке в СССР в послевоенное время)
Чем отличается отношение мальчиков к школе?
Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.
Как вначале Артем говорит об учительнице?
А потом с кем он сравнивает Аполлинарию Николаевну?
Чем учительница напоминает ему маму?
Почему Артем на другое утро спозаранку cобрался в школу?
Определи основную мысль рассказа. (Последнее предложение в рассказе.) Эти слова вы слышали в свой адрес?
Помните ли вы свой первый день в школе? Какие чувства вы испытывали?
Работа с сочинениями. «В первый класс первый раз.» Чтение некоторых сочинений.
5 Итог урока. Просмотр видеоролика « По ступенькам Знаний»
IV. Итог урока.
– Что особенно тронуло, взволновало?
– Какие воспоминания пробудил в вас урок?
– Чью работу на уроке хотели бы отметить?
Домашнее задание. Составить план, записать в тетради.
Рассказ «Ещё мама» изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г. И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ «Ещё мама» именно в 5-м классе, причём рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артёма, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты («Никита»), познающего мир, до Васи Рубцова - “полного человека” («Корова»).
Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов «Ещё мама» и «Никита», опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.
В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа «Ещё мама», мы вернёмся к этому образу в 6-м классе (рассказ «Корова»), а также в 8-м классе (рассказ «Житейское дело»). Для выявления особенностей стиля А. Платонова предлагаем сопоставить рассказы «Ещё мама» А. Платонова и «Филипок» Л. Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А. Платонова «Сухой хлеб».
Беседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.
Понравился ли вам рассказ?
Какова основная мысль произведения?
Почему рассказ называется «Ещё мама»?
Что общего и в чём различие между Артёмом и Никитой, Артёмом и Филипком?
Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А. Платонова Никите и Артёме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.
От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ «Ещё мама», несмотря на малый объём, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнём с ответов на вопросы.
Какое событие изображает писатель в рассказе?
Как воспринимает школу Артём? Почему он не хочет идти в школу?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артёма с матерью. Главная цель работы с диалогом - помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.
Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе - составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создаётся инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.
Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твёрдой? Что этой деталью подчёркивает А. Платонов в характере матери?
Почему Артём изменил своё решение и пошёл в школу?
С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?
“- Нет, она за тебя не будет, - тихо произнёс Артём. - Она чужая”. Как воспринимает мир герой?
Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?
Разговор Артёма и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твёрдостью ведёт сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артём серьёзно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведёт в школу. И конечно же, слова Артёма вызывают у матери улыбку.
После такой предварительной работы Чтение по ролям Достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
Продолжением беседы может стать Слово учителя . Цель его - показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А. Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети - это какието маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” («Сухой хлеб», «Корова», «Ещё мама»).
Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжёлом трудовом детстве писателя.
А. Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А. Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А. Платонова «Ещё мама».
Анализ рассказа продолжается выявлением основных Сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.
Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения - эпизод спасения от быка и развязкой - разговор с матерью.
План рассказа «Ещё мама» отражает его основные сюжетные элементы.
1. Разговор Артёма с матерью.
2. Путь в школу.
3. Учёба в школе.
4. Разговор с матерью.
Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды:
А) разговор умных детей во дворе школы;
Б) знакомство с учительницей;
В) первый урок;
Г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;
Д) урок чистописания;
Е) спасение от быка;
Ж) знакомство со старикомпогонщиком;
З) “Вся наша родина - ещё мама тебе”.
Анализ произведения Идёт по следующим вопросам.
Кого встречает Артём по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?
Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?
Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?
Как ведёт себя Артём в школе?
О чём думает Артём на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?
Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой?
В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?
Как ведёт себя учительница в эпизоде с быком?
Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артёму?
Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?
В диалоге Артёма с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артём говорит, что учительница соскучилась о нём. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?
Как Артём относится к матери? К окружающим людям?
- “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А. Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?
Кто “ещё мама” Артёму? В чём смысл названия рассказа?
Какой художественный приём лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?
На уроке ведётся Работа над портретом учительницы. Ведущими приёмами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.
Какой видит учительницу Артём? Что он отмечает в её взгляде? Что помогло Артёму увидеть “ещё маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “ещё маму”. С помощью каких приёмов рисует А. Платонов это превращение?
Что Артём считает “своим”, а что “чужим”?
Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах «Никита» и «Ещё мама». Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?
Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А. Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза её весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” - такой видит Артём учительницу впервые. Он отмечает её детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артёма к учительнице.
Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. «Не страшно», - подумал Артём”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “ещё маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребёнок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несёт его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артёма.
Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артёма, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, - значит, своя”.
Для героя рассказа «Ещё мама» “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сёстры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “своё - чужое”, “родное - неродное”, “знакомое - незнакомое”, “хорошее - нехорошее”. Всё то, что обступило со всех сторон родной дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А. Платонов шаг за шагом показывает, как ребёнок, воспринимающий мир через оппозицию “своё - чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путём снятия противопоставления “своё - чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “своё - своё”.
Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создаёт портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях «Ещё мама» и «Никита».
Когда Артём впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берёт его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от неё” так же, как и от матери, “Тёплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. - Е. В. ). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артём “почуствовал тот же Тихий и добрый Запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе «Никита» мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло Теплом , чем-то Добрым И Смирным, хлебом и землёй” , - и успокаивается, подобно маленькому Артёму. Хлеб, земля, мать, отец - Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.
Сопоставьте путь в школу Филипка и Артёма. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?
Какова форма повествования в рассказе А. Платонова «Ещё мама» и Л. Н. Толстого «Филипок»? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?
А. Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А. Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В «Филипке» повествование ведётся от третьего лица. В рассказе «Ещё мама» повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию (Сказал - ответил ), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артёма.
Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа «Никита».
Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артёма характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” (Сиротинина О. С. 160–163). О чём говорят они? Каков внутренний мир героя?
- “Артём не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далёкое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь - вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артём давно из дому ушёл, мало ли что бывает”. От какого лица ведётся повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артёма. Обратите внимание на разговорную лексику. О чём говорит она?
Анализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребёнка - чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать всё многообразие мира.
В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворённости человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артём, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идёт в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребёнок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребёнка под влиянием матери и отца в “одухотворённую” личность - это движение интересует писателя.
Рост “одухотворённости” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.
Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” («Сухой хлеб»). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.
“Артём поднял жука, положил его на лопух.
Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова («Корова»). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.
Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора - изображение сложного процесса социализации человека. А. Платонов показывает, как человек в напряжённой борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и своё место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “ещё маму” - духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и ёмкого понятия матери: от родной матери к “ещё маме” - учительнице, а затем и ко всеобщей матери - родине.
“- А ещё у меня есть мама? - спросил Артём.- Далекодалеко, гденибудь?
Есть, - ответила учительница. - Их много у тебя.
А зачем много?
А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина - ещё мама тебе”.
Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.
“В классную комнату вошёл старик с кнутом, запылённый землёй; он поклонился и сказал:
Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была...
А вы кто, вы чьи? - спросила Аполлинария Николаевна.
Мы дальние, - ответил старик. - Мы скрозь идём вперёд, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!
Они вот детей могут изувечить, ваши быки! - сказала Аполлинария Николаевна.
Ещё чего! - обиделся старик. - А я-то где? Детей я уберегу!”
Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко - огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “ещё мамы”, но и всех людей его родины, которых Артём раньше не знал и боялся. Так в рассказе «Ещё мама» Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.
В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворённая личность в “жизни со всеми и для всех”.
Литература
Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.
Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.
Главный герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» — мальчик Артем, который живет в деревне. Артем не хотел идти учиться в школу, чтобы не расставаться с мамой, которую он очень любил. Но мама отвела сына в школу и сказала, что учительница будет ему, как мать.
В школе Артем всего боялся и поначалу сидел на руках у учительницы, и только потом сел за парту. Урок он не слушал и все время думал о маме и тревожился о ней. Учительница даже его спросила, о чем он так беспокоится, и Артем сказал ей, что боится пожара в своем доме. Но учительница его успокоила.
После уроков, когда все дети убежали, учительница принялась учить Артема писать слово «мама». Артем очень старался, и у него стало получаться писать это слово правильно. Ему так понравилось учиться, что он попросил учительницу показать ему другие буквы.
А потом Артем снова испугался, потому что в окно класса заглянул огромный бык. Но учительница сказала ему, что она защитит его от быка. На это Артем возразил, что учительница – не мама, и не сможет его защитить.
Учительница не согласилась с ним и сказала, что сейчас она ему мама. Артем этого не понял, как так получается: дома мама и в школе мама? Учительница сказала, что она — еще одна мама.
Артем спросил учительницу, есть ли у него еще мамы, и та ответила, что есть, их много, и что вся Родина Артему – еще мама.
На следующий день он так рано отправился в школу, что мама удивилась. Артем сказал, что в школе его ждет учительница и она по нему соскучилась. Мама поцеловала сына и пожелала ему учиться и расти большим.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама» заключается в том, что забота о детях – одна из главных забот развитого государства. И в таком государстве дети считают, что люди, которые о них заботятся – это еще мамы.
Рассказ учит заботиться обо всех детях, относиться к ним, как к своим, родным.
В рассказе мне понравилась учительница, которая хорошо отнеслась к первокласснику Артему, и он стал считать ее еще одной мамой. Школа — это второй дом, а учительница — это ещё одна мама. В спокойной, доброжелательной обстановке усвоение нового материала происходит лучше.
Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Еще мама»?
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родина – всем матерям мать.