Татары Афганистана: прошлое и настоящее. История: факты и документы Министерство образования РК

Об авторе: заведующий отделом истории и исследований региональных конфликтов Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан; доктор исторических наук; С 1981 по 1985 г. работал в Афганистане, затем неоднократно бывал там. Автор более 100 научных публикаций.

В истории Афганистана Всеафганский Совет (Лоя-Джирга) всегда имела большое значение. Этот Совет созывался во имя обсуждения самых важных вопросов общественно-политической жизни государства. Новый законодательный орган - Государственный совет впервые был создан при Аманулла-хане (1919 - 1929). На Лоя-джирге (Большой совет) 1928 года было принято решение преобразовать Государственный совет в Национальный совет. Создание же двухпалатного современного парламента относится ко времени правления Мохаммада Надир-хана (1929-1933). М.Надир-хан после прихода к власти объявил о своей программе реформ в Афганистане, одной из главных задач которой было создание двухпалатного парламента, состоящего из избираемого населением Народного совета и назначаемого шахом «из числа опытных и прозорливых людей» Сената. И такой парламент был создан в 1931 году.

При всем том члены парламента Афганистана до принятия в 1964 году новой конституции больше назначались, чем избирались. Функции трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, не были разделены. Парламент, по существу, оставался совещательным органом. Исключением стал лишь парламент 7-го созыва (1949-1952). В 1949 году при выборах в парламент правительство предоставило населению некоторую свободу. В итоге в этот государственный орган было избрано несколько ярких оппозиционно настроенных политических деятелей. Независимые депутаты и депутаты, представлявшие различные политические течения, объединились и создали парламентскую фракцию «Объединенный национальный фронт», в который входили 50 человек. Более того, при обсуждении важных, особенно принципиальных вопросов «Национальному фронту» удавалось заручиться поддержкой большинства из 181 депутата парламента. За три года законотворческой деятельности парламента 7-го созыва депутаты от оппозиции содействовали разработке десятков законов, касающихся различных сфер жизни общества, вносили свои очень полезные инициативы. Например, под давлением депутатов от Национального фронта парламент рассмотрел и отменил принудительную бесплатную работу - бегар, принудительную закупку зерна у населения по низким ценам, взимание всех незаконных налогов.

Исключительную важность имело требование оппозиции о разделе трех форм власти, об ответственности Кабинета Министров перед парламентом, о рассмотрение неблаговидной деятельности американской компании «Моррисон Надсен» в Афганистане и т.д. Одним из достижений оппозиции в парламенте стало принятие в начале 1951 года Закона о печати, который способствовал появлению частной прессы.

В октябре 1964 года королем Афганистана Мухаммад Захир Шахом была утверждена и вступила в силу новая конституция страны, согласно которой впервые в истории Афганистана были формально введены «свободные, всеобщие, тайные и прямые выборы» в нижнюю палату парламента. Срок деятельности депутатов нижней палаты был определен конституцией в 4 года. Изменен был и порядок формирования верхней палаты парламента, две трети членов которой избирались от каждой провинциальной джирги - по одному человеку сроком на 3 года, и от каждой провинции - по одному человеку сроком на 4 года. Одна треть ее членов назначалась королем.

Впервые произошло разделение трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Парламент впервые получил право внесения вотума недоверия правительству. Депутаты парламента свободно высказывали свое мнение, они имели право требовать отчета от членов правительства, принимать законы, отвечающие национальным интересам страны.

После переворота 14 июля 1973 года, совершенного под руководством племянника Захир Шаха - М. Дауда, Афганистан был объявлен республикой. Новый режим отменил конституцию 1964 года и распустил парламент. С тех пор (до парламентских выборов 2005 года) всенародно избранного парламента в Афганистане не существовало.

В феврале 1977 года на заседании Лоя-Джирги была принята новая конституция, предусматривающая создание однопалатного парламента, прерогативы которого были ограничены и сводились к принятию решений по бюджету, ратификации государственных договоров и отправке вооруженных сил Афганистана за границу. Проведение выборов в парламент было намечено на 1979 год, но 27 апреля 1978 года режим М.Дауда пал в результате военного переворота.

С приходом к власти коммунистов в 1978 году во главе с Нур Мухаммадом Тараки, а затем заменившего его в 1979 году (также путем переворота) соратника по партии халькиста Хафизуллы Амина, во времена парчамиста Бабрака Кармаля парламента в Афганистане не существовало. С приходом к власти другого парчамиста - Наджибуллы, была предпринята попытка либерализации режима и общественно-политической жизни страны. В декабре 1986 года Лоя-Джирга приняла новую конституцию, в которой предусматривалось обеспечение основных прав и свобод, в том числе права на создание и деятельность политических партий, избрание двухпалатного парламента.

В апреле 1988 года прошли выборы в парламент на многопартийной основе. НДПА получила 22,6% голосов, другие партии- 9 %. Остальные же места в парламенте достались независимым депутатам. Спикерами палат стали беспартийные деятели прежних режимов: в сенате - М.Хабиби, в Народном совете - А.А.Абави. Здесь следует отметить, что в условиях гражданской войны, когда вооруженная оппозиция контролировала более 80 % территории страны, проведение «всенародных, свободных, демократических выборов» в парламент не представлялась возможным.

Не до всенародных выборов было и во времена двухмесячного правления моджахеда Сибгатуллы Муджаддади и профессора Бурхануддина Раббани,

В Исламском Эмирате Афганистан во времена правления талибов во главе с Муллой Омаром парламент превратился в мечту. Впервые о проведении всенародных парламентских выборов было упомянуто в договоренностях Боннской конференции в 2001 году.

Новая конституция Афганистана, которая была принята в 2003 году на Лоя-Джирге (она называется Лоя-джирга Основного Закона), предусматривает создание парламента Шураи мелли (Национальный совет), состоящего из двух палат: Народного совета (Вулуси джирга или Шураи намаяндаган) и Совета старейшин (Сенат).

Депутаты Вулуси джирга избираются народом Афганистана путем свободных, всеобщих, тайных и прямых выборов во всех 34 провинциях страны. Нижняя палата парламента имеет 249 депутатских мест, из которых 68, согласно конституции, должны быть предоставлены женщинам (по две женщины из каждой провинции страны).

Верхняя палата парламента (Мишрану джирга) - Сенат - имеет в своем составе 102 депутата, одна треть депутатов избирается в провинциальных советах, одна треть - в уездных советах и одна треть назначается президентом страны. Председателем Верхней палаты парламента избран первый глава Переходного правительства моджахедов в Кабуле Сибгатулла Моджаддади.

Выборы в Шураи намаяндаган состоялись 18 сентября 2005 года. Состав нынешнего афганского парламента причудливо собрал всех тех, кто участвовал в истории Афганистана, от Захир Шаха до Хамида Карзая. Политико-идеологический спектр депутатов довольно широк - от бывших талибов и нынешних исламистов до бывших коммунистов и других левых сил. Но в целом моджахеды оказались в большинстве.

Шураи намаяндаган практически наполовину состоит из моджахедов, на 35% - из «независимых кандидатов» (среди которых также оказалось немало бывших моджахедов) и демократов, примерно по 5% собрали талибы, коммунисты и технократы.

Что касается партийной и этнической классификации депутатов, то парламент до сих пор не опубликовал никаких официальных данных. Поэтому исследователи могут опираться только на собственные умозаключения, исследуя биографии депутатов или опираясь на некоторые данные, опубликованные в печати. Так по данным печати больше всех мест в парламенте занимают бывшие и нынешние сторонники Исламского общества Афганистана под руководством Бурхануддина Раббани (ИОА) - 52 места. Здесь имеется в виду и члены созданных на базе ИОА партий. Затем идет Исламская партия Афганистана (ИПА) -18 мест. Часть членов ИПА, внешне порвав с Гулбеддином Хекматьяром, зарегистрировали одноименную партию и приняли участие в выборах. Другая же ее пошла на выборы как независимые кандидаты или в составе других партий. Далее идут: Национальное исламское движение Афганистана (НИДА) А.Дустума - 17 мест, отколовшаяся от Партии исламского единства Афганистана, Партия исламского единства народа Афганистана (ПИЕНА) во главе с М.Мохаккиком -16, Объединенная национальная партия (ОНПА, лидер Н.Олуми) -15, Партия исламского призыва (лидер А.Р.Саяф) - 9, Национальный исламский фронт Афганистана (НИФА, лидер С.А.Гилани)- 8, «Афган меллат» или Социал - демократическая партия Афганистана (СДПА) во главе с А.Ахади -7, Национальный фронт освобождения Афганистана (НФСА, лидер С.Моджадади-6 мест. По четыре депутатских мест получили Партия национального могущества Афганистана (С.М.Казими), Исламское движение Афганистана (ИДА, лидер С.М.А.Джовид), разрозненные маоистские группировки («Шоалеи джавид») и сторонники Движения исламской революции. По одному депутату в парламенте имеют Партия национального сплочения (С.М.Надири), разрозненной организации «Вахабитского призыва» и Партия национальной солидарности молодежи Афганистана (Джамиль Карзай), 2 депутатских мест у сторонников М.Захир Шаха. Остальные депутатские места занимают независимые кандидаты.

Этнический состав парламента выглядит следующим образом: пуштуны - 111, таджики - 69, хазарейцы - 26, узбеки - 20, туркмены - 4, арабы -4, кизилбаши -2, пашаи - 2, нуристанцы - 1, белуджи - 1, содоти - 9.

На первом совместном заседании Национального совета, которое открыл президент страны, депутаты приняли присягу следующего содержания: «Во имя Бога милостивого и милосердного. Клянусь, согласно предписаниям ислама и ценностям Основного Закона, для обеспечения национального единства, защиты высших интересов страны честно и добросовестно выполнять свои задачи».

Хотя в парламенте моджахеды составляют большинство, тем не менее, они по прежнему разрознены и не представляют единую силу. Это отчетливо продемонстрировали выборы спикера парламента, когда острая борьба развернулась именно между бывшими соратниками по борьбе. В результате спикером парламента был избран Мохаммад Юнус Кануни (он получил 122 голоса из 249; его соперник Абдул Раб Расул Сайяф получил 117 голосов), близкий соратник Ахмад Шаха Масуда, член ИОА, основатель партии «Новый Афганистан», который в ответ на снятие Б.Раббани своей кандидатуры на пост спикера парламента в его пользу, обязался распустить свою партию и вернуться в ИОА. Вслед за избранием спикера состоялись выборы его заместителей, секретаря и заместителя секретаря Вулуси джирга. По регламенту парламента они избираются сроком на один год. Первым вице-спикером был избран Мохаммад Ариф Нурзай, депутат от Кандагара, вторым Фаувзия Куфи из Бадахшана, секретарем - Сардар Мохаммад Рахман Угули, заместителем секретаря Салех Мухаммад Селджуки. По истечении годичного срока состоялись выборы заместителей Ю.Кануни. В результате А.Нурзай был избран на второй срок, а кандидатуры на место Ф.Куфи пока не прошли. Секретарем избран Абдулсаттар Хаваси, заместителем секретаря Салех Мухаммад Селджуки.

Согласно регламенту парламента, в нем созданы и действуют 18 постоянных комиссий: по международным делам, по внутренним делам (внутренняя безопасность, укрепление границ, национальная безопасность и местное управление), по обороне и территориальной целостности, по финансам, бюджету и банковскому делу, по жалобам и предложениям, по законодательству, по делам женщин, гражданскому обществу и правам человека, по делам юстиции, судопроизводству и борьбе с коррупцией, по национальной экономике, неправительственным организациям, развитию села, сельскому хозяйству и животноводству и др.

Руководителями парламентских комиссий были избраны такие известные политические деятели, как лидер ИОА, бывший президент Исламского Государства Афганистан Бурхануддин Раббани (комиссия по законодательству), руководитель Партии исламского призыва Абдул Раб Расул Сайяф, баллотировавшийся на пост спикера парламента, лидер Партии исламского единства народа Афганистана Мохаммад Мухаккик, бывший парчамист а затем член руководства НИДА Файзулла Заки, бывший парчамист, а ныне лидер Демократической партии Афганистана Абдул Кабир Ранджбар и др.

Члены Шураи намаяндаган имеют право создавать парламентские группы на основе общности взглядов. В настоящее время в афганском парламенте созданы и действуют минимум 4 парламентские группы, такие как Национальная независимость во главе с Мустафой Казими, группа Национальный контроль, возглавляемой инженером Мохаммад Асимом, группы за развитие, лидер Мохаммад Наим Фарахи и Афганистан сегодня, лидер Мирвайс Ясини.

Парламент, согласно регламенту, работает 9 месяцев, продолжительность зимней и летней сессий парламента составляет по четыре с половиной месяца. После каждой из сессий депутаты уходят на полуторамесячные каникулы. Заседания Вулуси джирга проводятся по понедельникам, средам и субботам, вторник и воскресенье предусмотрены для работы в постоянных комиссиях, по четвергам депутаты встречаются со своими избирателями.

Деятельность парламента широко освещается в печати. Ежедневно информация о ходе работы парламента и принятых, на нем решениях, предоставляется в средства массовой информации и печатается на сайте Национального совета (www.nationalassembly.af). Полностью ход заседаний парламента освещается в официальном печатном органе Вулуси джирга - «Джаридаи расми-йе Вулуси джирга». Парламент издает также ежеквартальный журнал «Шура» («Совет»).

За прошедшее время деятельность нижней палаты парламента была весьма бурной и сопровождалась острыми спорами и напряженными дискуссиями.

Согласно своим полномочиям, Шураи намаяндаган утвердил структуру правительства, в парламенте получили вотум доверия члены правительства, а также члены Верховного суда, его председатель и заместители председателя, Генеральный прокурор, председатели Службы безопасности, Центрального банка Афганистана и Красного полумесяца Афганистана.

Основной закон страны предоставляет парламенту право, приглашать на заседания парламента для запроса и разъяснения деятельности членов правительства, даже объявлять им вотум недоверия. Шураи намаяндаган, используя свое право, приглашает на заседания парламента или его постоянных комиссий того или иного министра для отчета своей деятельности или разъяснения той или иной проблемы. Однако эта сторона полномочий парламента нередко вызывает недопонимание и жаркие споры в правительстве и у президента страны, и в результате решения парламента остаются не выполненными. Например, парламент объявил вотум недоверия министрам иностранных дел и по делам беженцев и репатриантов из-за их «слабой работы», что привело к депортации афганских беженцев из Ирана, не получили вотума доверия у депутатов председатель Центрального банка и один из членов Верховного суда. Но министр иностранных дел страны до сих пор остается на своем посту, не приняты решения и по другим кандидатурам. Депутаты парламента неоднократно обращались к президенту страны с предложением новых кандидатур на эти посты. При этом депортация афганских беженцев из Ирана до сих пор не прекратилась, однако парламент страны больше ни разу не вернулся к данному вопросу.

По словам секретаря Маджлиси намаяндаган Абдулсаттара Хаваси, в конце августа парламент потребовал от Х.Карзая представить в течение 15 дней кандидатуры министра иностранных дел, министра по делам беженцев и репатриантов, председателя Центробанка и члена Верховного суда. По сути, сейчас начался новый этап противостояния парламента и правительства.

В продолжение этого парламент принял решение пригласить на заседание Генерального прокурора Исламской Республики Афганистан Абдул Джабара Сабита, чтобы он разъяснил свое заявление о том, что некоторые депутаты допускают нарушения закона, а также заявление депутата от провинции Каписи Хаджи Фарида о том, что Генеральный прокурор допустил оскорбительные выпады в его адрес. Однако Генпрокурор проигнорировал решение парламента, назвав его противоречащим конституции страны. Так же было проигнорировано и другое решение парламента, касающиеся председателя Независимой комиссии по правам человека.

Генеральный прокурор мотивировал свой отказ тем, что конституция не дает права парламенту вызывать его на допрос. Более того, Генпрокурор уверен, что спикер парламента делает это из- за личной неприязни к нему. Хотя депутаты считают, что если Генпрокурор получил вотум доверия в парламенте, то они имеют законное право потребовать от него разъяснения.

Последние события в парламенте и его взаимоотношения с правительством выявили явные разночтения в формулировках некоторых статей конституции. Учитывая это, парламент принял решение сформировать независимую комиссию по контролю за деятельностью правительства. Шураи намаяндаган, согласно Основному Закону и своему Регламенту, имеет право создать такую комиссию для рассмотрения деятельности правительства.

Таким образом, в деятельности афганского парламента четко отражается афганская действительность со всеми ее противоречиями и сложностями, с продолжающейся борьбой за власть.

Татары в Афганистане появились в XIII веке во времена похода Чингисхана. Территория, которая сегодня называется Афганистаном, в XIII веке, называлась Хорасан. Во времена правления Тимуридов в XIV-XV вв. с территории современного Узбекистана в Афганистан переселилось много татар, которые и остались жить на этой территории.

Татарское население в Афганистане по нашим подсчетам составляет приблизительно около 300 000 человек: эти цифры условные, потому что из-за войных действий и экономических трудностей переписи населения не было до сих пор. Естественно, возникает вопрос: откуда такая численность татар в Афганистане? На это я отвечу, что только, например, в городе Самангане и окружающих его деревнях(а я оттуда родом) примерно от 50 до 100 тысяч татар, а таких городов в Афганистане, где расселились, насчитывается около 10. В основном татары живут на севере Афганистана, где районы граничат с республиками Средней Азии. Я перечислю города, в которых я точно знаю, что там проживает татарское население: это Саманган, Кундуз, Тахар, Балх (Мазаре-Шариф), Фриаб, Сариполь, Бамиан, Баглан, Герат и Бадахшан.

Татары Афганистана не владеют татарским языком, их разговорным языком является тот, который распространен в той местности, где они проживают. Сейчас афганские татары используют в основном персидский (фарси), узбекский и туркменский языки как языки общения. Однако в топонимике деревень и в названиях мест в деревне сохранились татарские по звучанию наименования: например, в моей деревне Руе-до-Абесть обозначения местностей, явно имеющих татарские корни (ТишакТаш, Кара Кол, Фара Типа, Тогуз Натур, Кара Котал и т.д.)

Несколько слов я расскажу о культуре татар Афганистана. У нас есть несколько традиционных обычаев, которые свойственны только афганским татарам. Например, есть такой обычай БузКаши (схватить живого козла), АспДавани (скачки на лошадях), Кушти Гири (борьба на поясах, аналог татарской национальной борьбы «кореш») и др. Ежегодно, мы отмечаем праздник, который является аналогом Сабантуя. В деревнях летом народ поднимается в горы, покрытые зеленой травой, и остаются там несколько дней, живут в палатках, готовят еду вместе,участвуют вот в тех обычаях, которые я перечислил выше, весело время проводят. Вот этот праздник отличает нас от других народов Афганистана.

Несколько слов скажу про традиционную одежду афганских татар. Мужчины одевают халат (чапан ), головной убор (дастар ), длиннополую рубашку (пирахан ), жилетку (васкат ) и одеяло-накидка (пату ). Татарские женщины носят длинное разноцветное платье, платок с женской шапкой, жилетку (васкат ) и широкие штаны (шальвар ).

Также расскажу о традиционной кухне татар Афганистана. Мы едим такие блюда как плов (кабули ), жаренное в масле тесто (атла ), рис с молоком (ширбрендж ). И еще есть такие блюда: карае,крути, чакал так, лити, ширмаач, халва маачи .

Последние четверть века в Афганистане перманентно идет война, это очень сильно ударило по культурному наследию татар. Многие наши книги, которые хранились в семьях, были уничтожены, их сжигали во времена правления Талибана (1996-2001). Большинство татар Афганистана проживает в сельской местности, ведут аграрное хозяйство (земледелие и животноводство), из ремесел распространены ткачество, изготовление ковров и одежды, есть свое гончарное производство.

У татар Афганистана есть татарское этническое самосознание, однако о том, что где-то на севере в России есть Татарстан, мы долгое время не знали. Всему виной война, отсутствие связей с Россией. Да и сами татары в Афганистане долгое время не имели своих национальных организаций. Сейчас же ситуация меняется: все-таки уже крупномасштабных военных действий не ведется, жизнь стала более спокойнее в Афганистане, чем было раньше, появилась возможность поехать учиться в другие страны. Постепенно начался процесс самоорганизации татарской общины Афганистана, возникла первая татарская национальная организация - Совет татар Афганистана (его сейчас возглавляет Абдул Ахмад Татар).

И вот, в частности, я, представитель татарской диаспоры Афганистана, который хорошо учился у себя дома, был направлен в Россию и приехал учиться в Татарстан. Cейчас мне 27 лет, у меня есть высшее образование, закончил в 2014 году Казанский государственный архитектурно-строительный университет, сейчас учусь в магистратуре Казанского национального технологического университета по специальности «Информатика и вычислительная техника» на магистра, и я являюсь также вице-президентом Ассоциации иностранных студентов и аспирантов г.Казани. Поэтому если кому-нибудь из вас интересна история и современное положение татар в Афганистане, то вы можете обращаться ко мне. Я, живя в Казани, представляю здесь татарскую диаспору Афганистана.

Парвиз Ахмади , представитель татар Афганистана в Казани

Литература по теме татар Афганистана:

1. Сулейманов Р.Р . Татарская диаспора Афганистана // «Татарские новости ». - 2008. - №3 (164)

2. Камалатдин Татар . Выступление председателя общества татар Афганистана на IV съезде Всемирного конгресса татар в Казани // «Мусульманский мир ». - 2014. - №2. - С.134-138




Об авторе: заведующий отделом истории и исследований региональных конфликтов Института востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан; доктор исторических наук; С 1981 по 1985 г. работал в Афганистане, затем неоднократно бывал там. Автор более 100 научных публикаций.

В истории Афганистана Всеафганский Совет (Лоя-Джирга) всегда имела большое значение. Этот Совет созывался во имя обсуждения самых важных вопросов общественно-политической жизни государства. Новый законодательный орган – Государственный совет впервые был создан при Аманулла-хане (1919 — 1929). На Лоя-джирге (Большой совет) 1928 года было принято решение преобразовать Государственный совет в Национальный совет. Создание же двухпалатного современного парламента относится ко времени правления Мохаммада Надир-хана (1929-1933). М.Надир-хан после прихода к власти объявил о своей программе реформ в Афганистане, одной из главных задач которой было создание двухпалатного парламента, состоящего из избираемого населением Народного совета и назначаемого шахом «из числа опытных и прозорливых людей» Сената. И такой парламент был создан в 1931 году.

При всем том члены парламента Афганистана до принятия в 1964 году новой конституции больше назначались, чем избирались. Функции трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, не были разделены. Парламент, по существу, оставался совещательным органом. Исключением стал лишь парламент 7-го созыва (1949-1952). В 1949 году при выборах в парламент правительство предоставило населению некоторую свободу. В итоге в этот государственный орган было избрано несколько ярких оппозиционно настроенных политических деятелей. Независимые депутаты и депутаты, представлявшие различные политические течения, объединились и создали парламентскую фракцию «Объединенный национальный фронт», в который входили 50 человек. Более того, при обсуждении важных, особенно принципиальных вопросов «Национальному фронту» удавалось заручиться поддержкой большинства из 181 депутата парламента. За три года законотворческой деятельности парламента 7-го созыва депутаты от оппозиции содействовали разработке десятков законов, касающихся различных сфер жизни общества, вносили свои очень полезные инициативы. Например, под давлением депутатов от Национального фронта парламент рассмотрел и отменил принудительную бесплатную работу — бегар, принудительную закупку зерна у населения по низким ценам, взимание всех незаконных налогов.

Исключительную важность имело требование оппозиции о разделе трех форм власти, об ответственности Кабинета Министров перед парламентом, о рассмотрение неблаговидной деятельности американской компании «Моррисон Надсен» в Афганистане и т.д. Одним из достижений оппозиции в парламенте стало принятие в начале 1951 года Закона о печати, который способствовал появлению частной прессы.

В октябре 1964 года королем Афганистана Мухаммад Захир Шахом была утверждена и вступила в силу новая конституция страны, согласно которой впервые в истории Афганистана были формально введены «свободные, всеобщие, тайные и прямые выборы» в нижнюю палату парламента. Срок деятельности депутатов нижней палаты был определен конституцией в 4 года. Изменен был и порядок формирования верхней палаты парламента, две трети членов которой избирались от каждой провинциальной джирги — по одному человеку сроком на 3 года, и от каждой провинции — по одному человеку сроком на 4 года. Одна треть ее членов назначалась королем.

Впервые произошло разделение трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Парламент впервые получил право внесения вотума недоверия правительству. Депутаты парламента свободно высказывали свое мнение, они имели право требовать отчета от членов правительства, принимать законы, отвечающие национальным интересам страны.

После переворота 14 июля 1973 года, совершенного под руководством племянника Захир Шаха – М. Дауда, Афганистан был объявлен республикой. Новый режим отменил конституцию 1964 года и распустил парламент. С тех пор (до парламентских выборов 2005 года) всенародно избранного парламента в Афганистане не существовало.

В феврале 1977 года на заседании Лоя-Джирги была принята новая конституция, предусматривающая создание однопалатного парламента, прерогативы которого были ограничены и сводились к принятию решений по бюджету, ратификации государственных договоров и отправке вооруженных сил Афганистана за границу. Проведение выборов в парламент было намечено на 1979 год, но 27 апреля 1978 года режим М.Дауда пал в результате военного переворота.

С приходом к власти коммунистов в 1978 году во главе с Нур Мухаммадом Тараки, а затем заменившего его в 1979 году (также путем переворота) соратника по партии халькиста Хафизуллы Амина, во времена парчамиста Бабрака Кармаля парламента в Афганистане не существовало. С приходом к власти другого парчамиста – Наджибуллы, была предпринята попытка либерализации режима и общественно-политической жизни страны. В декабре 1986 года Лоя-Джирга приняла новую конституцию, в которой предусматривалось обеспечение основных прав и свобод, в том числе права на создание и деятельность политических партий, избрание двухпалатного парламента.

В апреле 1988 года прошли выборы в парламент на многопартийной основе. НДПА получила 22,6% голосов, другие партии– 9 %. Остальные же места в парламенте достались независимым депутатам. Спикерами палат стали беспартийные деятели прежних режимов: в сенате — М.Хабиби, в Народном совете — А.А.Абави. Здесь следует отметить, что в условиях гражданской войны, когда вооруженная оппозиция контролировала более 80 % территории страны, проведение «всенародных, свободных, демократических выборов» в парламент не представлялась возможным.

Не до всенародных выборов было и во времена двухмесячного правления моджахеда Сибгатуллы Муджаддади и профессора Бурхануддина Раббани,

В Исламском Эмирате Афганистан во времена правления талибов во главе с Муллой Омаром парламент превратился в мечту. Впервые о проведении всенародных парламентских выборов было упомянуто в договоренностях Боннской конференции в 2001 году.

Новая конституция Афганистана, которая была принята в 2003 году на Лоя-Джирге (она называется Лоя-джирга Основного Закона), предусматривает создание парламента Шураи мелли (Национальный совет), состоящего из двух палат: Народного совета (Вулуси джирга или Шураи намаяндаган) и Совета старейшин (Сенат).

Депутаты Вулуси джирга избираются народом Афганистана путем свободных, всеобщих, тайных и прямых выборов во всех 34 провинциях страны. Нижняя палата парламента имеет 249 депутатских мест, из которых 68, согласно конституции, должны быть предоставлены женщинам (по две женщины из каждой провинции страны).

Верхняя палата парламента (Мишрану джирга) – Сенат — имеет в своем составе 102 депутата, одна треть депутатов избирается в провинциальных советах, одна треть — в уездных советах и одна треть назначается президентом страны. Председателем Верхней палаты парламента избран первый глава Переходного правительства моджахедов в Кабуле Сибгатулла Моджаддади.

Выборы в Шураи намаяндаган состоялись 18 сентября 2005 года. Состав нынешнего афганского парламента причудливо собрал всех тех, кто участвовал в истории Афганистана, от Захир Шаха до Хамида Карзая. Политико-идеологический спектр депутатов довольно широк – от бывших талибов и нынешних исламистов до бывших коммунистов и других левых сил. Но в целом моджахеды оказались в большинстве.

Шураи намаяндаган практически наполовину состоит из моджахедов, на 35% — из «независимых кандидатов» (среди которых также оказалось немало бывших моджахедов) и демократов, примерно по 5% собрали талибы, коммунисты и технократы.

Что касается партийной и этнической классификации депутатов, то парламент до сих пор не опубликовал никаких официальных данных. Поэтому исследователи могут опираться только на собственные умозаключения, исследуя биографии депутатов или опираясь на некоторые данные, опубликованные в печати. Так по данным печати больше всех мест в парламенте занимают бывшие и нынешние сторонники Исламского общества Афганистана под руководством Бурхануддина Раббани (ИОА) – 52 места. Здесь имеется в виду и члены созданных на базе ИОА партий. Затем идет Исламская партия Афганистана (ИПА) -18 мест. Часть членов ИПА, внешне порвав с Гулбеддином Хекматьяром, зарегистрировали одноименную партию и приняли участие в выборах. Другая же ее пошла на выборы как независимые кандидаты или в составе других партий. Далее идут: Национальное исламское движение Афганистана (НИДА) А.Дустума — 17 мест, отколовшаяся от Партии исламского единства Афганистана, Партия исламского единства народа Афганистана (ПИЕНА) во главе с М.Мохаккиком -16, Объединенная национальная партия (ОНПА, лидер Н.Олуми) -15, Партия исламского призыва (лидер А.Р.Саяф) – 9, Национальный исламский фронт Афганистана (НИФА, лидер С.А.Гилани)- 8, «Афган меллат» или Социал — демократическая партия Афганистана (СДПА) во главе с А.Ахади -7, Национальный фронт освобождения Афганистана (НФСА, лидер С.Моджадади-6 мест. По четыре депутатских мест получили Партия национального могущества Афганистана (С.М.Казими), Исламское движение Афганистана (ИДА, лидер С.М.А.Джовид), разрозненные маоистские группировки («Шоалеи джавид») и сторонники Движения исламской революции. По одному депутату в парламенте имеют Партия национального сплочения (С.М.Надири), разрозненной организации «Вахабитского призыва» и Партия национальной солидарности молодежи Афганистана (Джамиль Карзай), 2 депутатских мест у сторонников М.Захир Шаха. Остальные депутатские места занимают независимые кандидаты.

Этнический состав парламента выглядит следующим образом: пуштуны — 111, таджики – 69, хазарейцы – 26, узбеки – 20, туркмены – 4, арабы -4, кизилбаши -2, пашаи – 2, нуристанцы – 1, белуджи – 1, содоти — 9.

На первом совместном заседании Национального совета, которое открыл президент страны, депутаты приняли присягу следующего содержания: «Во имя Бога милостивого и милосердного. Клянусь, согласно предписаниям ислама и ценностям Основного Закона, для обеспечения национального единства, защиты высших интересов страны честно и добросовестно выполнять свои задачи».

Хотя в парламенте моджахеды составляют большинство, тем не менее, они по прежнему разрознены и не представляют единую силу. Это отчетливо продемонстрировали выборы спикера парламента, когда острая борьба развернулась именно между бывшими соратниками по борьбе. В результате спикером парламента был избран Мохаммад Юнус Кануни (он получил 122 голоса из 249; его соперник Абдул Раб Расул Сайяф получил 117 голосов), близкий соратник Ахмад Шаха Масуда, член ИОА, основатель партии «Новый Афганистан», который в ответ на снятие Б.Раббани своей кандидатуры на пост спикера парламента в его пользу, обязался распустить свою партию и вернуться в ИОА. Вслед за избранием спикера состоялись выборы его заместителей, секретаря и заместителя секретаря Вулуси джирга. По регламенту парламента они избираются сроком на один год. Первым вице-спикером был избран Мохаммад Ариф Нурзай, депутат от Кандагара, вторым Фаувзия Куфи из Бадахшана, секретарем — Сардар Мохаммад Рахман Угули, заместителем секретаря Салех Мухаммад Селджуки. По истечении годичного срока состоялись выборы заместителей Ю.Кануни. В результате А.Нурзай был избран на второй срок, а кандидатуры на место Ф.Куфи пока не прошли. Секретарем избран Абдулсаттар Хаваси, заместителем секретаря Салех Мухаммад Селджуки.

Согласно регламенту парламента, в нем созданы и действуют 18 постоянных комиссий: по международным делам, по внутренним делам (внутренняя безопасность, укрепление границ, национальная безопасность и местное управление), по обороне и территориальной целостности, по финансам, бюджету и банковскому делу, по жалобам и предложениям, по законодательству, по делам женщин, гражданскому обществу и правам человека, по делам юстиции, судопроизводству и борьбе с коррупцией, по национальной экономике, неправительственным организациям, развитию села, сельскому хозяйству и животноводству и др.

Руководителями парламентских комиссий были избраны такие известные политические деятели, как лидер ИОА, бывший президент Исламского Государства Афганистан Бурхануддин Раббани (комиссия по законодательству), руководитель Партии исламского призыва Абдул Раб Расул Сайяф, баллотировавшийся на пост спикера парламента, лидер Партии исламского единства народа Афганистана Мохаммад Мухаккик, бывший парчамист а затем член руководства НИДА Файзулла Заки, бывший парчамист, а ныне лидер Демократической партии Афганистана Абдул Кабир Ранджбар и др.

Члены Шураи намаяндаган имеют право создавать парламентские группы на основе общности взглядов. В настоящее время в афганском парламенте созданы и действуют минимум 4 парламентские группы, такие как Национальная независимость во главе с Мустафой Казими, группа Национальный контроль, возглавляемой инженером Мохаммад Асимом, группы за развитие, лидер Мохаммад Наим Фарахи и Афганистан сегодня, лидер Мирвайс Ясини.

Парламент, согласно регламенту, работает 9 месяцев, продолжительность зимней и летней сессий парламента составляет по четыре с половиной месяца. После каждой из сессий депутаты уходят на полуторамесячные каникулы. Заседания Вулуси джирга проводятся по понедельникам, средам и субботам, вторник и воскресенье предусмотрены для работы в постоянных комиссиях, по четвергам депутаты встречаются со своими избирателями.

Деятельность парламента широко освещается в печати. Ежедневно информация о ходе работы парламента и принятых, на нем решениях, предоставляется в средства массовой информации и печатается на сайте Национального совета (www.nationalassembly.af). Полностью ход заседаний парламента освещается в официальном печатном органе Вулуси джирга — «Джаридаи расми-йе Вулуси джирга». Парламент издает также ежеквартальный журнал «Шура» («Совет»).

За прошедшее время деятельность нижней палаты парламента была весьма бурной и сопровождалась острыми спорами и напряженными дискуссиями.

Согласно своим полномочиям, Шураи намаяндаган утвердил структуру правительства, в парламенте получили вотум доверия члены правительства, а также члены Верховного суда, его председатель и заместители председателя, Генеральный прокурор, председатели Службы безопасности, Центрального банка Афганистана и Красного полумесяца Афганистана.

Основной закон страны предоставляет парламенту право, приглашать на заседания парламента для запроса и разъяснения деятельности членов правительства, даже объявлять им вотум недоверия. Шураи намаяндаган, используя свое право, приглашает на заседания парламента или его постоянных комиссий того или иного министра для отчета своей деятельности или разъяснения той или иной проблемы. Однако эта сторона полномочий парламента нередко вызывает недопонимание и жаркие споры в правительстве и у президента страны, и в результате решения парламента остаются не выполненными. Например, парламент объявил вотум недоверия министрам иностранных дел и по делам беженцев и репатриантов из-за их «слабой работы», что привело к депортации афганских беженцев из Ирана, не получили вотума доверия у депутатов председатель Центрального банка и один из членов Верховного суда. Но министр иностранных дел страны до сих пор остается на своем посту, не приняты решения и по другим кандидатурам. Депутаты парламента неоднократно обращались к президенту страны с предложением новых кандидатур на эти посты. При этом депортация афганских беженцев из Ирана до сих пор не прекратилась, однако парламент страны больше ни разу не вернулся к данному вопросу.

По словам секретаря Маджлиси намаяндаган Абдулсаттара Хаваси, в конце августа парламент потребовал от Х.Карзая представить в течение 15 дней кандидатуры министра иностранных дел, министра по делам беженцев и репатриантов, председателя Центробанка и члена Верховного суда. По сути, сейчас начался новый этап противостояния парламента и правительства.

В продолжение этого парламент принял решение пригласить на заседание Генерального прокурора Исламской Республики Афганистан Абдул Джабара Сабита, чтобы он разъяснил свое заявление о том, что некоторые депутаты допускают нарушения закона, а также заявление депутата от провинции Каписи Хаджи Фарида о том, что Генеральный прокурор допустил оскорбительные выпады в его адрес. Однако Генпрокурор проигнорировал решение парламента, назвав его противоречащим конституции страны. Так же было проигнорировано и другое решение парламента, касающиеся председателя Независимой комиссии по правам человека.

Генеральный прокурор мотивировал свой отказ тем, что конституция не дает права парламенту вызывать его на допрос. Более того, Генпрокурор уверен, что спикер парламента делает это из- за личной неприязни к нему. Хотя депутаты считают, что если Генпрокурор получил вотум доверия в парламенте, то они имеют законное право потребовать от него разъяснения.

Последние события в парламенте и его взаимоотношения с правительством выявили явные разночтения в формулировках некоторых статей конституции. Учитывая это, парламент принял решение сформировать независимую комиссию по контролю за деятельностью правительства. Шураи намаяндаган, согласно Основному Закону и своему Регламенту, имеет право создать такую комиссию для рассмотрения деятельности правительства.

Таким образом, в деятельности афганского парламента четко отражается афганская действительность со всеми ее противоречиями и сложностями, с продолжающейся борьбой за власть.
Фото: pajwok

События прошлых лет, сохраняющиеся в памяти человечества, характеризуют своеобразность и уникальность культуры. Это говорит о тесной взаимосвязи культуры и истории. История Афганистана богата событиями разнообразного характера прошлых и настоящих времен, а значит и богата культурным наследием.

Непобедимая страна: история Афганистана

Расположившись на перекрестке великих караванных и торговых путей, соединяющих страны Индии, Китая и Иран, Афганистан привлекал внимание могучих держав воинственных и часто подвергался нападению иноземцев. История Афганистана богата колоритными событиями прошлых и настоящих времен. Александр Македонский захватил территорию нынешнего Афганистана примерно в 330 годы до нашей эры. В 6 веке. Афганистан стал частью Персии. В 7 веке территория западного государства была покорена арабами, принесшими свою новую религию и культуру – ислам. В 13 веке государство подверглось нашествию татаро-монгольских войск Чингисхана, вследствие которого республика вошла в состав Монгольской империи. История говорит нам, что в 14 веке Персия вновь установила свое господство над территорией афганских земель. Из великих завоевателей можно выделить Германию, Австро-Венгрию, Италию и Союз Советских Социалистических Республик, неспособных завоевать страну.

Столица Афганистана

Кабул – крупнейший город и , административный, политический и культурный центр. По легенде город создан мифическим падишахом, который был зачарован красотой этих мест. Культура Афганистана полностью отражена во внешнем облике столицы государства.


Население Афганистана

На данный момент численность населения, проживающих на территории афганских земель составляет около 32млн. человек. Жители многонационального государства – это различные этнические группы, принадлежащие к таким языковым семьям, как тюркской, иранской и других. Население Афганистана большую долю составляет этническая группа афганцы (пуштуны). Другую часть населения Афганистана составляют узбеки, казахи, таджики, и другие мелкие по численности народности.


Государство Афганистан

Исламское – полное наименование страны. Гос. управление находится на стадии формирования. Долгожданную независимость страна получила в начале 20-х гг. прошлого века, подписанием мирного договора, согласно которому Англия объявила независимость государства. Россия является одной из первых стран, ее признавшей.


Политика Афганистана

Правовая система страны основана на том, что на один закон конституции не должен противоречить законам шариата. Важнейшим событием в истории Афганистана стало подписание соглашения в 2005 г. о партнерстве и долгосрочном отношении республики Афганистан и США. Внешняя направлена на сохранение территориальной целостности и национальной независимости.


Язык Афганистана

Дари – единственный и официальный с момента его основания и до 1936г. Затем, по решению органов правления, в период до 1964г. все делопроизводство было переведено на язык пуштунов. На сегодняшний же день, оба этих языка являются официальными.

Двадцать лет назад советские войска покинули Афганистан

Афганистан всегда был и остаётся ключевой страной на мусульманском Востоке. Геополитическое расположение государства позволяет влиять на развитие событий не только в Центральной, но и в Южной, Юго-Восточной Азии. За контроль над этой землёй всегда шло глобальное соперничество.

Там побывали войска Александра Македонского, исламские миссионеры – правители Арабского халифата, татаро-монгольские орды, экспедиционные англо-индусские корпуса, участники военных кампаний российского самодержавия и многие другие. В годы «холодной войны» в этом регионе жёстко противоборствовали США с союзниками по блоку НАТО, с одной стороны, и СССР с Варшавским блоком – с другой. Ныне там хозяйничают США. Им пытаются робко противодействовать ШОС во главе с Китаем и Россией, да ещё, пожалуй, Иран.

Когда по решению Политбюро советские войска вводили в Афганистан, ситуация на Среднем Востоке была весьма непростой.

В феврале 1979 года в Иране свергли проамериканский режим династии Пехлеви, и к управлению государством приступило шиитское духовенство во главе с аятоллой Хомейни. В апреле Иран стал Исламской республикой. Иранская революция, победившая в непосредственной близости от советских мусульманских республик, была с воодушевлением воспринята на всём исламском Востоке.

Тогда же фактически распался существовавший с 1955 года военно-политический блок СЕНТО, в состав которого входили Великобритания, Турция, Пакистан и Иран. Блок функционировал под эгидой США и был направлен против СССР. Территориальной целостности Пакистана стал серьёзно угрожать «пуштунский сепаратизм». В афганской столице, где к власти пришли представители партии «Халк» («Народ»), основу которой составляли этнические пуштуны, открыто заговорили о необходимости воссоединения пуштунских территорий, некогда разделённых англичанами между двумя соседними странами.

Обострились и другие тлевшие конфликты (индо-пакистанский, арабо-израильский), курдская, белуджская и иные проблемы. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока пошли процессы исламизации политики и политизации ислама. США стремились там правдами и неправдами восстановить своё военно-политическое влияние, расширить военное присутствие.

Так или иначе реагировать на американские инициативы и демарши на Ближнем и Среднем Востоке было просто необходимо. Кроме СССР, в годы «холодной войны» сделать это просто было некому.

И всё же решение о вводе войск в Афганистан следует признать ошибочным. В те годы советские позиции в этой стране и без того были сильными как в экономической и политической сферах, так и военной. Наших специалистов уважали и ценили. Достаточно было активизировать работу с национальными кадрами, их подготовку в советских вузах, усилить информационно-пропагандистское влияние и расширить сотрудничество в военно-технической области. Однако у нас принято бросаться из одной крайности в другую…

Военная операция была непродуманной с самого начала. В работе с населением военные практически не учитывали исламский характер страны. На первом этапе советского присутствия остался невостребованным прежний опыт политической работы на мусульманском Востоке, накопленный Русской армией в Туркестане и на Кавказе, Красной – в годы борьбы с басмачеством.

Военно-политическая обстановка накалилась до предела в начале 80-х, когда ещё больше активизировалась «непримиримая вооружённая оппозиция». За её спиной стояли США и их союзники по НАТО, Китай, ведущие мусульманские страны: Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Турция и др. Фактически Советскому Союзу противостояла в Афганистане широкая коалиция крупнейших стран мира. Оппозиции оказывалась беспрецедентная финансовая, материальная и военная помощь. На территории Пакистана и Ирана в лагерях афганских беженцев, возвращение которых обратно в Афганистан всячески сдерживалось, были развёрнуты центры специальной подготовки вооружённых группировок.

В идеологическом плане против СССР были задействованы самые мощные силы и средства. Только в расчёте на жителей Афганистана и зоны расселения пуштунских племён постоянно вещали более 20 зарубежных радиостанций.

Среди афганцев распространялось около 100 наименований газет и журналов, огромное количество листовок на языках дари, пушту и др. Целенаправленная пропаганда велась и среди советских военнослужащих на русском языке.

В этих условиях Москва была вынуждена не только наращивать группировку войск в Афганистане, но и направить в 40-ю армию военнослужащих из самых боеготовых частей и соединений, находившихся в СССР и странах Восточной Европы. Были развёрнуты специальные отряды агитации и пропаганды, укомплектованные офицерами со знанием языков народов страны, оснащённые мощными звуковещательными станциями, оперативной полиграфией и другими техническими средствами.

Но и на этом этапе не удалось избежать стратегических и тактических ошибок. Боевая и политическая подготовка войск оставляла желать лучшего. 40-я армия была сформирована в большинстве своём из призывников – 18–20-летних безусых, «не нюхавших пороху» мальчишек. Явно недоставало боевого опыта и офицерам.

Для военной кампании такого размаха срок служебной командировки (2 года) был недостаточен. Год военнослужащие входили в курс дела, а за полгода до окончания службы начинали готовиться к дембелю. А ведь против них воевали взрослые моджахеды, имевшие несравнимо больший опыт ведения боевых действий, к тому же у себя дома, в горах. Боевики прошли хорошую военную подготовку, получили новое иностранное вооружение, достаточное материально-финансовое обеспечение и, главное, – поддержку или сочувствие населения.

За все годы войны, увы, так и не удалось существенно увеличить численность Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистане, которая не превышала 100 тыс. человек вместе с гражданским персоналом, составлявшим примерно четверть. Непосредственно на боевые действия против сил вооружённой оппозиции (по численности превосходившей в отдельные периоды советский контингент и афганскую армию, вместе взятые) наши подразделения нередко выходили одной ротой, одним батальоном, одним полком.

Несмотря на все эти сложности, военные итоги советской кампании нельзя не признать в целом положительными.

К 1986 году территория Афганистана практически полностью находилась под контролем советских войск и афганских вооружённых сил.

Органы государственной власти, партийные, молодёжные и женские структуры действовали во всех 26 провинциях страны. Лишь отдельные небольшие населённые пункты (кишлаки) периодически, на короткое время могла взять под контроль вооружённая оппозиция. В стране возродилась традиционная система представительных органов власти («Большая джирга») и региональных собраний старейшин.

В то время интенсивность вооружённых столкновений между силами оппозиции и совместными советско-правительственными войсками, а также число планируемых войсковых операций со стороны ОКСВ заметно уменьшились. На убыль пошла статистика боевых и иных потерь. Афганское население сочувствовало кабульской власти и советским военным больше, нежели вооружённой оппозиции.

Представители последней всячески запугивали и шантажировали мирных жителей, грабили и облагали их непомерными налогами, жестоко расправлялись не только со сторонниками афганской власти, но и с обычными гражданами. Это вызвало стремительный рост количества жителей городов и населённых пунктов, вблизи которых дислоцировались гарнизоны советских и правительственных войск. Население афганской столицы, многих провинциальных и уездных центров (например, Мазари-Шарифа, Джелалабада, Кундуза и других) выросло в два раза и более. В афганские города потянулись беженцы из Пакистана и Ирана.

Несмотря на войну и жертвы среди жителей Афганистана, их число продолжало расти. Уровень жизни в этой стране в период советского военного присутствия был одним из самых высоких за всю её историю.

Наши войска оказывали масштабную материальную и медицинскую помощь обитателям кишлаков и более крупных населённых пунктов. Военнослужащие участвовали в доставке грузов в самые отдалённые провинции страны, в обеспечении безопасности движения на дорогах и бесперебойной работы трубопроводов из СССР, возобновлении деятельности афганских предприятий, ремонте дорог и мостов, других строительных работах. Стали повседневными обращения местных жителей за помощью к командованию советских войск. Командование советских войск принимало участие в отборе кандидатов из числа афганцев для обучения в нашей стране, а детей – для отдыха в пионерских лагерях и санаториях.

В афганском обществе даже стали всерьёз обсуждать тему вхождения ДРА в состав СССР в качестве шестнадцатой республики. Представители афганской элиты, стремясь «породниться» с советским народом, нередко брали себе жён из Советского Союза. В 1985 году в Кабуле состоялось всеафганское собрание женщин – выходцев из СССР, которое поставило перед советским и афганским правительствами проблемы, требовавшие решения на самом высоком уровне.

Негативные факты, как говорится, тоже имели место, однако общей картины лояльного отношения к «шурави» не меняли. Многие из афганцев в дальнейшем на долгие годы связали свою жизнь с СССР.

Уход советских войск из Афганистана был воспринят в тамошнем обществе в основном «без энтузиазма». Афганская общественность и простые граждане опасались (и небезосновательно), что останутся без защиты и всесторонней помощи.

Но с 1987 года в Афганистане стала активно проводиться «политика национального примирения», которая спровоцировала резкое обострение военно-политической обстановки в Афганистане. Сразу увеличилось количество вооружённых столкновений. Возросшая активность афганской оппозиции опиралась на возросшую военно-политическую, финансово-экономическую и информационную поддержку стран НАТО, Китая и многих исламских государств.

Сегодня уже очевидно, что все эти события были звеньями одной цепи.

Афганистан послужил в качестве завершающего аккорда «холодной войны» против СССР.

Суть геополитического замысла была проста:

во-первых, Советский Союз втянули в затяжной глобальный конфликт в одном из наиболее уязвимых (с военной и идейно-политической точек зрения) регионов мусульманского Востока;

во-вторых, затраты на войну должны были лечь непомерным грузом на экономику страны;

в-третьих, афганская война серьёзно ухудшила международный авторитет СССР, осложнила отношения Москвы с мусульманским миром, странами Западной Европы и США;

в-четвёртых, ограниченный воинский контингент в том его виде был в принципе не способен добиться полной военной победы. А следовательно – обречён на неоправданные людские, материальные и другие потери;

в-пятых, международная антисоветская пропаганда, использовавшая неудачи и людские потери в Афганистане, способствовала нарастанию диссидентских настроений в самом СССР, обострению борьбы за власть.

Все эти цели были достигнуты нашими геополитическими противниками при деятельном участии агентуры влияния, которая в Советском Союзе работала на всех этажах партийной и государственной власти. Именно её, агентуры, эффективные действия предопределили политическое поражение СССР в афганской войне. Чего, однако, нельзя сказать о собственно военной кампании.

Военнослужащие с честью и достоинством выполнили поставленные им задачи в самом «сердце» мусульманского Востока. Советскому командованию удалось сдержать эскалацию вооружённого конфликта в Афганистане, успешно решить задачу вывода войск с наименьшими потерями. И это тоже несомненный военный успех.

Но внутри страны «Афган» стал одной из главных тем политической и идеологической борьбы, исходом которой стал развал СССР.

В самом же Афганистане и после 1989 года неплохо обученные афганские войска ещё долго самостоятельно контролировали ситуацию в стране. Просоветский режим Наджибуллы в Кабуле пал, когда уже не было СССР, а официальная Москва, столица уже Российского государства, окончательно оставила своего союзника.

Что было потом – тема особого разговора.

Сергей Небренчин - доктор исторических наук, полковник запаса, участник афганской войны

По материалам «Литературной газеты»

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: