В. Несбывшаяся мечта В

Великая Отечественная война длилась 1418 дней. В каждый из этих дней, в тысячах мест происходили тысячи событий. Охватить и описать все эти события практически невозможно – все они имели разное значение. Я решила собрать в подборку военные агитационные плакаты тех времен

Плакат Ватолина Н.Н. "Ты храбро воевал с врагом - войди, хозяин, в новый дом!". 1945 год

Плакат В.Дени "Красной армии метла нечисть вымела дотла!" 1945 год.

Плакат Корецкого В.Б. "Прицел у нас один - Берлин!". 1945 год.

Плакат Жукова Н.Н. "Ждем тебя, родимый". 1945 год.

Плакат Голованова Л.Ф. "Дойдем до Берлина!". 1944 год.

Плакат Иванова В.С. и Буровой О.К. "Вся надежда на тебя, красный воин!". 1943 год


Плакат Гордона М.А. "Разрушим ненавистный "новый порядок в Европе" и покараем его строителей!". 1943 год.


Плакат Корецкого В.Б. "Воин Красной Армии, спаси!". 1942 год.

Плакат В.Б.Корецкого "Наши силы неисчислимы!" 1941 год.

Плакат Жукова Н.Н. и Климашина В.С. "Отстоим Москву!". 1941 год.

Плакат В.Иванова "За Родину, за честь, за свободу!" 1941 год.

Плакат И.Тоидзе "Родина - Мать зовет". 1941 год

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Изменив вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло.
Не понять не ждавшим, им,
Как среди огня,
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой-
Просто, ты умела ждать,
Как никто другой.
Константин Симонов, Западный фронт, июнь 1941 г.

Где трава от росы и от крови сырая,
где зрачки пулеметов свирепо глядят,
в полный рост над окопом переднего края
поднялся победитель солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина - Тишина- Не во сне, наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!
И приметил фиалку во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые
Подмосковье под снегом, в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
предвещая солнечный день.

НЕСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА

Майя Немировская

Виктор Корецкий, заслуженный художник России, лауреат двух Государственных премий СССР, никогда не был ни дерзким разведчиком, ни отважным партизаном, ни армейским командиром, Однако Гитлер считал его злейшим врагом третьего рейха и назначил большую награду за голову ненавистного еврея, метко сражавшегося с нацизмом с помощью плаката.

Поколение, пережившее Великую Отечественную, помнит работы Корецкого, одного из старейших мастеров фотомонтажного плаката. Наиболее известен его плакат “Воин Красной Армии, спаси!”: женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Изданный 14-миллионным тиражом, он висел во время войны в штабах, в блиндажах и землянках, на стенах домов, а в виде листовки – в танках, кабинах самолетов. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, в испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее. Обобщающая сила художественного образа возмущала сердце, звала на смертельный бой с ненавистным врагом.

Потом появились плакаты “Боец, спаси меня от рабства!”, “Смерть детоубийцам!”, “ Кто такой Гитлер?” и многие другие. А позже, когда Красная Армия уже била врага на его земле, – “Я больше не могу!” – агония фашистского убийцы, дни которого сочтены.

«Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен, собою жертвует Семен за жизнь Самеда», 1943 год.

Виктор Борисович Корецкий родился в 1909 году в Киеве в семье оперного певца. В 20-х годах переехал с семьей в Москву, поступил в художественный техникум. Общался с известными авангардистами 30-х годов – Малевичем, Кандинским и Лебланом, учеником которого себя считал, Но к авангардному искусству душа его не лежала, реализм был ему ближе. Определяющим жанром творчества на долгие годы стал плакат. Он и принес художнику славу, мировую известность, награды. Его плакат “Партизанская колыбельная”, младенец в люльке из пулеметной ленты, висящей на безлистом суке сожженного пламенем дерева, приобрела Дрезденская галерея. Корецкий создал около семисот работ, но самая дорогая и памятная “Воин Красной Армии, спаси!” Внутренняя сила и динамика плаката вели солдат в сражение с фашистами, порой увереннее командирского приказа. Однажды в мастерскую художника пришел убеленный сединами полковник с рядами планок боевых наград на груди. Увидев на стене оригинал этого плаката, он опустился на колени, и скупая мужская слеза медленно потекла по его лицу.

«Наши силы неисчислимы!», 1941 год.

Последнее десятилетие своей жизни Корецкий не работал над плакатом, в России этот жанр почти забыт. Но художник не расставался с кистью и мольбертом. Он возвратился к художественным замыслам своей молодости, создал целую галерею изумительных по красоте и мастерству исполнения полотен. В 1997 году французские кинематографисты сняли фильм о Корецком, его живопись близка по духу их традиционной школе. В 1998 году в Москве состоялась его персональная выставка.

«Смерть детоубийцам!», 1942 год.

Незадолго до кончины (4 июля 1998 года) Виктор Борисович познакомил автора этого небольшого очерка с последней своей работой: пророк Моисей на берегу Красного моря. Мудрый старец, провозвестник всех гуманных организационных начал человеческого общества, смотрит на мир, на нас, потомков, испытующе-требовательным взглядом.

«Боец, спаси меня от рабства!», 1943 год.

– Я шел к этой работе всю жизнь, – негромко, словно опасаясь вторгнуться в тайный ход мыслей пророка, сказал художник. – Всю свою долгую жизнь... – И неожиданно спросил: – Знаете, о чем я мечтаю? Я стар и болен, мне не суждено увидеть землю моих предков. Мечтаю, чтобы эта картина продолжила жизнь в Израиле. Чтобы написанный на ней моими руками, моим сердцем пророк принес ему мир и благоденствие.

«Родина не забудет героических дел своих сынов!», 1947 год.

Мечта художника не сбылась и по сей день. Иностранные коллекционеры пытались приобрести это замечательное полотно, предлагали за него большие деньги. Художник не согласился, но ни одна еврейская организация не проявила к картине достаточного интереса, и Виктор Корецкий, уже тяжело больной, передал ее в числе 41 своих картин в дар Москве. Теперь она хранится в запасниках Государственного выставочного зала “Малый Манеж”, а могла бы занимать достойное место в Израильском Центре искусств в Тель-Авиве, стать художественным достоянием евреев всего мира.

В. Корецкий. Плакат «Воин Красной Армии, спаси!»

Естественно, что в годы войны особо ценилась оперативность в художественном освещении событий на фронте и в тылу. Были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. При этом использовались не только художественно обобщенные образы, но и фотографии - ставшие документальным свидетельством тех событий. Так, одним из лучших плакатов того времени стал созданный В. Корецким плакат «Воин Красной Армии, спаси!», основу которого составила удивительная по выразительности фотография.

Фронтовики вспоминают, что эмоциональные плакаты В. Иванова «Пьем воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга» и Л. Голованова «Дойдем до Берлина» помогали укреплять веру в свои силы и неизбежность разгрома агрессоров.

Особую роль выполняли сатирические плакаты. Нередко броские листы «Окон ТАСС», выполненные от руки буквально через несколько часов после произошедших событий и размноженные с помощью трафарета, становились первыми художественными свидетельствами побед Красной Армии. Именно оперативность «Окон» была их главным преимуществом по сравнению с печатными плакатами и листовками.

В выпуске плакатов активное участие принимали лучшие отечественные художники: Кукрыниксы, Б. Ефимов, М. Черемных, Г. Нисский и многие другие. Наши военные плакаты пользовались поразительной популярностью не только в СССР, их выставки в годы войны с большим успехом проходили в Англии, США, Швеции, Иране, Китае.

Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики - на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу. Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины - матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага», Кукрыниксы, 1941

Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня, был лист художников Кукрыниксов, изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией. («Кукрыниксы» - это три художника, название коллектива составлено из начальных букв фамилий Куприянов и Крылов, и имени и первой буквы фамилии Николая Соколова).

«Родина-мать зовет!», Тоидзе Ираклий, 1941

Идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, возникла случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Влияние на людей этого произведения и песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков.

«Будь героем!», Виктор Корецкий, 1941

Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В июне 1941 года Корецкий создал композицию «Будь героем!». Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.

«Давайте побольше танков…», Лазарь Лисицкий, 1941

Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого. Плакат «Давайте побольше танков... Все для фронта! Все для победы!» был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.

«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор Корецкий, 1942

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в испуганной беззащитной девчушке - дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.

«Не болтай!», Нина Ватолина, 1941

В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», - и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.

«Вся надежда на тебя, красный воин!», Иванов, Бурова, 1942

Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на первом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей - твоя девушка, твой ребенок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси. Красная Армия отступала, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.

«Мсти за горе народа!», Виктор Иванов, 1942

Плакат сопровождают стихи Веры Инбер «Бей врага!», прочитав которые, пожалуй, уже не нужно никаких слов…

Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе

Всей моей материнской любви!

«Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор», Федор Антонов, 1942

Враг приближался к Волге, была оккупирована огромная территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Героями художников стали женщины и дети. Плакаты показывали беду и страдание, призывая воина к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Антонов обратился к бойцам от имени их жен и сестер с плакатом«...Ты не отдашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам».

«Сын мой! Ты видишь долю мою...», Антонов, 1942

Эта работа стала символом народного страдания. Может быть, мама, может быть истощенная обескровленная Родина - пожилая женщина с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына.

«Воин, ответь Родине победой!», Дементий Шмаринов, 1942

Художник очень просто раскрыл главную тему: Родина растит хлеб и дает в руки солдата самое совершенное оружие. Женщина, собравшая автомат и собравшая спелые колосья. Красное платье цвета красного знамени уверенно ведет к победе. Бойцы должны побеждать, а труженики тыла давать все больше и больше оружия.

«Трактор в поле, что танк в бою», Ольга Бурова, 1942

Яркие оптимистичные цвета плаката уверяют - хлеб будет, победа не за горами. Ваши женщины верят в вас. Вдали идет воздушный бой, проходит эшелон с бойцами, но верные подруги делают свою работу, внося вклад в дело победы.

«Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия», Виктор Корецкий, 1942

Здесь женщина равноправный боец, медицинская сестра и спасительница.

«Пьем воду родного Днепра…», Виктор Иванов, 1943

После победы в Сталинградской битве было очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось теперь создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.

«Слава освободителям Украины!», Дементий Шмаринов, 1943

Форсирование Днепра и освобождения Киева - одна из славных страниц истории Великой Отечественной войны. Массовый героизм был достойно оценен, и 2438 человек удостоились звания Героя Советского Союза. За форсирование Днепра и других рек, за совершенные в последующие годы подвиги звание Героя Советского Союза получили еще 56 человек.

«Вставай в ряды фронтовых подруг…», Виктор Корецкий, Вера Гицевич, 1943

Фронту требовалось подкрепление и женские силы.

«Ты вернул нам жизнь», Виктор Иванов, 1944

Так встречали солдата Красной Армии - как родного, как освободителя. Женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

«Европа будет свободной!», Виктор Корецкий, 1944

К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. После открытия Второго фронта актуальной стала тема совместной борьбы Советского Союза, Великобритании и США за освобождение всей Европы от «коричневой чумы».

«Прицел у нас один - Берлин!», Виктор Корецкий, 1945

Осталось совсем немного. Цель близка. Недаром рядом с солдатом на плакате появляется женщина - как обещание того, что скоро они смогут увидеться.

«Дошли до Берлина», Леонид Голованов, 1945

Вот долгожданная победа… Плакаты весны 1945 года дышат весной, миром, Великой победой! За спиной героя виден плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!», изданный в 1944 году, с тем же главным героем, но пока без ордена.

«Дождались», Мария Нестерова-Берзина, 1945

Фронтовики возвращались домой с сознанием собственного достоинства людей, исполнивших свой долг. Теперь бывшему солдату придется восстанавливать хозяйство и налаживать мирную жизнь.

Отец героя-сына встретил,

и мужа обняла жена,

и смотрят с восхищеньем дети

на боевые ордена.

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Ёмкий и четкий, он отображал всю суть сразу.

Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.

Особой популярностью пользовались так называемые Окна ТАСС. Это плакаты, которые тиражировались вручную путем перенесения изображения с помощью трафаретов, и были направлены на поднятие боевого духа солдат, совершение трудовых подвигов населением. Такой вид агитации позволял мгновенно реагировать на происходящие события. Изображения получались более красочными по сравнению с печатными плакатами. При работе с Окнами использовались контрастные цвета, краткие острые фразы, которые «разили, как снаряды».

В плакатном искусстве Великой Отечественной войны прослеживалось несколько популярных мотивов.

Первый мотив - До последнего патрона ! Призывают стоять на смерть, беречь патроны, стрелять точно в цель. Поскольку доподлинно известно, что металл для оружий доставался очень большим трудом тружеников тыла. Чаще всего центральной фигурой на таких плакатах - была личность бойца, черты лица которого врезались в память надолго.

Другим популярным был призыв «В атаку! ». На плакатах с этим мотивом была изображена военная техника - танк Т-35, самолеты, Пе-2. Иногда изображались легендарные герой, полководцы прошлых лет или богатыри.

Также распространенным был мотивом о бойце , побежда ющем неприятеля в рукопашном бою. На этих плакатах солдат Красной армии изображался красным, а фашист - серым или черным.

Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога.

Не менее популярным был мотив Смерть детоубийцам. На таких плакатах обычно изображались страдания, либо смерть детей, звучали призывы о помощи и защите.

Мотив Не болтай! призывал к бдительности местное население.

Звучал призыв к населению на сбор металлолома, работать без прогулов, собирать урожай до последнего зернышка, приближать победу с каждым ударом молота.

В отношении плакатов, картин и изображений лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать их описание. Предлагаем Вашему вниманию наиболее известные плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Плакаты Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

Текст на плакате : Покорение мира! Кабала народам! - Фашистская ставка. Красноармейская поправка!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: карикатура

Краткое пояснение: высмеивалось чрезмерная самоуверенность Гитлера. У бойцов Красной армии старались убрать страх перед врагом, изображая Гитлера смешным и нелепым.

Текст на плакате: Отомсти!

Художник, год: Шмаринов Д., 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово "Отомсти" подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.

Текст на плакате: Папа, убей немца!

Художник, год: Нестерова Н. , 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях. Вызывал лютую ненависть к врагу, посягнувшему на самое святое - женщин и детей. В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!»

Текст на плакате: Бей так: что ни снаряд, то танк!

Художник, год: В.Б. Корецкий, 1943 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: Плакат призывает солдат совершенствовать своё боевое мастерство.

Текст на плакате: Боец, оказавшийся в окружении, борись до последней капли крови!

Художник, год: А.Д. Кокош, 1941 год

Главный мотив: Боец, побеждающий неприятеля в рукопашном бою

Краткое пояснение: Призывали стоять на смерть, биться из последних сил.

Текст на плакате: Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Художник, год: Н.М.Аввакумов, 1944 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Плакат звал бойцов самоотверженно идти в бой, в атаку . На заднем плане изображены танки и самолеты, которые стремительно рвутся в бой против врагов. Это своеобразный символ того, что все силы сосредоточены в борьбе с немцами, что за советским солдатом в бой идет вся военная техника, внушая страх фашистам и уверенность советским бойцам.

Текст на плакате: Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить - зверя добить! (на барабане - молниеносная война, за поясом - истребление славян, на флаге - тотальная мобилизация)

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Художник в карикатурной форме изображает оборванного, истерзанного немца-зверя. У побитого немца видны все его лозунги, с которыми он так самонадеянно напал на Россию. Автор, выставив немца смешным и жалким, попытался добавить храбрости и снять страх у солдат.

Текст на плакате: На Москву! Хох! От Москвы: ох!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 194 2

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат посвящен Великой битве за Москву и провалу плана молниеносной войны (Блицкриг).

Текст на плакате: Родина-мать зовет! (Текст военной присяги)

Художник, год: И. Тоидзе, 1941 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Художник р асполагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Текст на плакате: Не болтай! Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.

Художник, год: Ватолина Н., Денисов Н., 1941 год

Главный мотив: Не болтай!

Краткое пояснение: Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

Текст на плакате: Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага.

Художник, год: А. и В. Кокорекины, 1942 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы

Краткое пояснение: Плакат призывает мобилизовать все средства населения и отдать все самое необходимое солдатам, которые сражаются за Родину.

Текст на плакате: Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг! Покорение мира. Рабство народам. Фашизм. Гитлер, Геринг, Геббельс, Гимлер.

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1945 год

Главный мотив: В атаку! Карикатура.

Краткое пояснение: Плакат заставляет задуматься над злодеяниями немецкого фашизма против человечности.

Текст на плакате: Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне. Товарищ женщина! Твой сын на фронте бьется, как герой. И дочь идет в дружину РоККа. А ты крепи наш тыл: траншею глубже рой, иди к станку. И трактор своей веди взамен водителей, теперь ведущих танки. Вы, сестры-женщины! Вы, матери-гражданки! Берите лом, лопату, руль, резец! По настоящему поймите, наконец, чем крепче тыл - тем тверже армий шаг, и тем скорей погибнет враг!

Художник, год: И. Астапов, И. Холодов, 1941 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы!

Краткое пояснение: Плакат несет политическую окраску на превосходство общества, где равны мужчины и женщины, особенно во время войны, когда мужчины воюют на фронтах, женщины обеспечивают надежность тыла.

Текст на плакате: Кровь за кровь, смерть за смерть!

Художник, год: Алексе й Ситтаро, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам; В атаку!

Краткое пояснение: Плакат направлен на внушение неизбежности победы над врагом и полного его изгнания из советской земли.

Текст на плакате: Бей насмерть!

Художник, год: Николай Жуков, 1942 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: О бращ ение к воинам Красной Армии крепче бить врага ради спасения матерей, детей и Родины. Плакат призван поднимать боевой дух солдатам.

Текст на плакате: Воин Красной Армии, спаси!

Художник, год: Виктор Корецкий, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив - мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

Текст на плакате: Нет такой силы, которая поработила бы нас. Кузьма Минин. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков! И. Сталин.

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1942 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: На плакате присутствует второй символический план, изображающий освобождение Кузьмой Мининым Родину от интервентов. Таким образом даже великие герои прошлого зовут солдат бороться и сражаться за свою Родину.

Текст на плакате: Боевое меню врагу к каждому дню. Начинается по-русски угощение с закуски. Пирожки отличные с начинкою различною... Затем- супов немножко борщ флотский и окрошка. На второе битки по-казацки и шашлык по-кавказски и на сладкое - кисель.

Художник, год: Н. Муратов, 1941 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат выполнен в сатирическом стиле и усиливает уверенность в победе советского народа над врагом.

Текст на плакате: Враг коварен - будь на чеку!

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 194 5 год

Главный мотив: Не болтай

Краткое пояснение: Плакат призывает к бдительности население и солдат. Сюжет плаката напоминает, что под добродетелью может скрываться фашистский преступник.

Текст на плакате: Окно ТАСС № 613 Немец к Волге шел напиться - по зубам огрели фрица,

наутек пришлось пуститься,- ноет бок, болит спина. Видно, волжская водица для фашиста не годится, холодна она для фрица, солона!

Художник, год: П. Саркисян

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: В плакате подчеркивается мысль о том, что русский народ непобедим и враг все равно будет повержен.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: