О чем попросила стрекоза муравья 10 букв. Повествование о муравье и стрекозе

Дедушка Иван Андреевич Крылов запечатлен в памяти народной, прежде всего, несколькими яркими баснями, давно растащенными на цитаты. И «Стрекоза и муравей», несомненно, входит в их число.
Но оказывается история о трудолюбивом муравье присутствует в тех или иных вариациях в философских учениях и литературе многих народов.

Начнем с первоисточника – басни Эзопа.

Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
Эзоп «Басни» (Основной сборник, 112).

Напомним, во что это превратилось под пером А.И. Крылова.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» –
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах* у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило». –
«А, так ты...» – «Я без души
Лето целое все пела». –
«Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

* Мурава - трава.

А теперь о том же самом, но с точки зрения суфизма.

Муравей и стрекоза
Благоразумный и упорный муравей смотрел на цветочный нектар, как вдруг с высоты на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом подлетела и опять присосалась к цветку.
- И как только ты живешь без работы и без всякого плана? – сказал муравей. – Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каков же смысл твоей жизни и каким будет ее конец?
Стрекоза ответила:
- Я счастлива и больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель – не иметь никакой цели. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я не счастлива. Тебе – твой план, а мне – мой.
Муравей ничего не ответил, но подумал: «То, что для меня очевидно, от нее скрыто. Она ведь не знает каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей – ее план, мне – мой».
И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу. Прошло много времени, и их дороги опять сошлись. Муравей залез в мясную лавку и, примостившись под чурбаном, на котором мясники рубили мясо, стал благоразумно ожидать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она стала плавно снижаться на чурбан. Только она уселась, огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое. Половинка ее тела скатилась вниз, прямо под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:
- Твой план закончился, а мой продолжается. «Тебе – твой план» больше не существует, а «мне – мой» начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть и в конце концов самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга и отравляю тебе удовольствие.
Рассказано одним бухарским дервишем возле гробницы эль-Шаха Баха ад-дина Накшбанди семь столетий назад.

Существует еще один вариант этой истории, который мне почему-то нравится больше всего – пришел садовник и, наступив, раздавил и муравья и стрекозу.

Анна Сенич
Речевые игры. Сравнительные рассказы о насекомых. Анализ басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Знакомство с содержанием басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей".

Сравнить стрекозу и муравья. Ответить на вопросы.

1. Что делала стрекоза летом, а что делал муравей?

2. Почему стрекоза пошла именно к муравью?

3. Почему летом стрекоза не думала ни о чем?

4. Что пришло вместе с зимой?

5. О чем попросила стрекоза муравья?

6. Почему муравей её не понял?

7. Правильно ли поступил муравей?

8. Что должна была делать стрекоза летом?

9. Объясни поговорки: «Готовь сани летом, а телегу зимой»,

«Делу время, а потехе час».

10. Расскажи басню своими словами.

11. Кто тебе больше понравился и почему?

12. На кого бы ты хотел быть похожим?

Игра «Назови ласково».

Паук – паучок, стрекоза – стрекозка, гусеница – гусеничка, пчела – пчелка.

Игра «Эхо» (спряжение глаголов).

Я наблюдаю за стрекозой, ты, он, она, мы, ты, вы, они… .

Я смотрю на гусеницу, ты, он, она, мы, вы, они… .

Я ловлю бабочку, ты, он, она, мы, вы, они… .

Я бегу за пчелой, ты, он, она, мы, вы, они… .

Я слышу жужжание пчелы, ты, он, она, мы, вы, они… .

Игра «Найди лишнее слово».

Стрекоза, муравей, пчела, сова.

Стрекоза, шмель, пчела, кузнечик.

Крылья, хоботок, усики, бабочка.

Пчела, пчелиный, челка, пчеловод.

Муравей, муравьиный, муравьишко, мурава (трава).

Игра «Сосчитай до пяти».

Один трудолюбивый муравей, Одна изумрудная стрекоза,

два трудолюбивых муравья, две изумрудных стрекозы,

три трудолюбивых муравья, три изумрудных стрекозы,

четыре трудолюбивых муравья, четыре изумрудных стрекозы,

пять трудолюбивых муравьёв. пять изумрудных стрекоз.

Одна великолепная бабочка, Один усердный паук,

две великолепных бабочки, два усердных паука,

три великолепных бабочки, три усердных паука,

четыре великолепных бабочки, четыре усердных паука,

пять великолепных бабочек. пять усердных пауков.

Игра «Собери предложение».

Паук, терпеливый, плести, для, мухи, паутина.

Гусеница, бархатная, спрятаться, листья, в, клёна.

Выбегать, муравей, из-под, травинка, торопливый.

Порхать, бабочка, между, цветки, лютика, разноцветная.

Среди, шмели, жужжать, ворчливые, травы.

Из-за, показаться, муравейник, огромный, дерева.

Из-под, кузнечик, быстрый, куст, выскакивать.

Около, пчела, кружиться, одуванчика, трудолюбивая.

* Составить сравнительный рассказ о насекомом.

1. Как называется?

2. Как передвигается?

3. Чем питается?

4. Какое у него строение?

(Крылья, ножки, голова, грудь, брюшко)

5. Пользу или вред приносит?

*Сравнить шмеля и гусеницу.

Шмель летает, а гусеница ползает.

Шмель собирает нектар, опыляет растения, а гусеница поедает листья, наносит вред растениям.

Шмель толстый, маленький, мохнатый, черно-желтого цвета.

Гусеница длинная, разноцветная.

У шмеля есть крылья, а у гусеницы крыльев нет.

Шмель приносит пользу, а гусеница - вред.

Шмель жужжит, а гусеница молчит.

*Сравнить:

бабочку и осу.

паука и шмеля.

муху и муравья.

кузнечика и шмеля.

гусеницу и кузнечика.

По плану:

1. Как называется?

2. Как передвигается?

3. Чем питается?

4. Какое у него строение?

(крылья, ножки, голова, грудь, брюшко)

5. Пользу или вред приносит?

6. Чем отличается от других насекомых?

*Найти длинные и короткие слова.

Определить, сколько слогов в словах.

Построить схемы слов.

Муха, оса, паук, шмель.

Публикации по теме:

Басня на новый лад «Стрекоза и Муравей». Стихотворение о здоровом образе жизни Басня на новый лад «Стрекоза и Муравей» Попрыгунья Стрекоза много пела и гуляла, в пиццерии отдыхала, И совсем не замечала, что на шар похожей.

Осенний праздник получился насыщенным и интересным не только для зрителей, но и для самих участников представления. Все роли кроме осени.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с жанром басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» для подготовительной группы Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с жанром басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» для подготовительной группы. Подготовила.

Музыкальная сказка по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (подготовительная группа) Музыкальная сказка По мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (Подготовительная группа) (Звучит музыка дети выходят в зал и рассаживаются.

Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» на новый лад Сценарий музыкальной сказки «Стрекоза и муравей» на новый лад (по мотивам басни Крылова И. А.) Дети входят и исполняют «Осенний хоровод».

Мюзикл «Стрекоза и муравей» (музыкальное представление для детей старшей группы) Мюзикл для детей старшей группы. «Муравей и стрекоза» Цель: Формировать умение детей драматизировать сказку, выполнять движения и действия.

Эзоп, Лафонтен, Крылов и др. (устаревший вариант) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт;
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она...

Дальнейшая история известна, и мораль оставалась неизменной на протяжении веков:

«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»


Эзоп, Лафонтен, Крылов и др. (современный вариант)
По началу - всё так же. Муравей усердно работает на протяжении всего лета, строит свой дом и запасается на зиму.

Стрекоза считает, что Муравей дурак. Она веселится, танцует и играет всё лето напролёт.

Но потом, когда пришла зима, голодная и дрожащая от холода Стрекоза созывает пресс-конференцию и требует объяснения, почему Муравью позволено быть в тепле и хорошо накормленным, в то время как она всеми покинутая не имеет ни еды, ни крыши над головой?!

Все радио и теле каналы транслируют промокшую, дрожащую Стрекозу параллельно с Муравьем, приятно устроившимся за столом, заполненным едой, в своем теплом, уютном доме. Газеты и интернет помещают фото сессии о жизни разжиревшего Муравья и на ладан дышащей Стрекозы.

Все потрясены этим резким социальным контрастом. Как такое может быть в одной из передовых стран мира?! Почему Правительство допускает страдания несчастной Стрекозы?!!

Ток-шоу со Стрекозой побивает все рейтинги, все плачут, когда хор за сценой исполняет новый джингл: "Нелегко быть Зелёным". Правозащитники устраивают демонстрацию перед домом Муравья и расклеивают лозунги с требованием отставки Главы Правительства, конфискации лишних запасов у Муравья и "раздачи слонов населению"(с).

Под давлением общественности Правительство создает комиссию по расследованию антиобщественного поведения Муравья и введения справедливого налогообложения.

Муравью выражают общественное порицание, налагают огромные штрафы за непропорциональные доходы, конфискуют лишнюю мебель и обязывают выделить для Стрекозы часть дома.

Стрекоза поселяется в доме Муравья и снова имеет возможность танцевать, веселиться и… доедать остатки муравьиных запасов. Бывший дом Муравья, а ныне "Общежитие имени монаха Бертольда Шварца" (с) приходит в упадок, Муравей уходит из дома, и никто его больше не видел.

Стрекоза тоже долго не протянула. Полиция нашла её мертвой от передозировки наркотиков. Заброшенный дом заполнился бандой пауков, которые терроризируют пришедший в упадок, но ещё так недавно, ухоженный и процветающий район.

Мораль для общества социальной справедливости:

"Если на клетке слона прочтёшь надпись
«буйвол», не верь глазам своим"
.
[Козьма Прутков]

ЗЫ. Навеяно американским предвыборным текстом "Две морали"

UPD
Для защитников "Стрекоз и Стрекозлов" дополняю вариант Дмитрия Быкова в исполнении Лидии Чебоксаровой (муз. Вл.Васильева, гитара - Евгений Быков, съемка в Театре Е. Камбуровой 03.01.2011).

Это тоже позиция, и хотя она противоречит основной идее этого поста - также, как и в рассказе Соммерсета Моэма "Стрекоза и муравей" , Всевышний одобряет идею легкой жизни - не могу отказаться от удовольствия поставить этот ролик здесь.

В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.

Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей» ? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.

Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания

«Стрекоза и Муравей»

Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей» . Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык. Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст

Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :



Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

  • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
  • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
  • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :

Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев



«Стрекоза и Муравей»

В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

  • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
  • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?

Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.

Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?



«Стрекоза и Муравей»

В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.

Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.

Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения

Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:

Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.

При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.

Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?



Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров

Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения

  1. Развлечения Стрекозы.
  2. Просьба о помощи у Муравья.
  3. Как он проучил Стрекозу за бездельничество?

Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:

  1. Что делала Стрекоза летом?
  2. Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
  3. К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
  4. Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
  5. Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
  6. Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
  7. В каких строках заключается главная мысль басни?
  8. При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
  9. На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?

При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.

Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей» :

Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.

Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.

Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.

Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.

Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.

К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:



Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»

Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы

Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей» :

  1. Можно слова произведения пропеть . Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
  2. Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
  3. Представляйте события, которые описываются в басне . Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
  4. Также можно повторять четверостишиями . Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.

Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.

Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст

Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:







Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.



Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.

Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня

Басня «Стрекоза и муравей» И.А.Крылов.

  1. Подготовительная работа

«Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами будем читать басню. Давайте вслушаемся в название - «Стрекоза и муравей». Кто скажет кто это? (насекомые)».

Детям предлагаются картинки стрекозы и муравья.

«А кто из вас видел стрекозу? Чем она занимается летом? (летает, ловит мошек, отдыхает в траве-мураве. Объяснение значения этого слова). Что бы вы сказали про стрекозу? Какая она? (веселая, резвая)».

Аналогично про муравья. (Муравей собирает припасы в муравейник, он трудолюбив, он целый день занят трудом, он работает).

Как вы думаете кто поступает правильно, а кто нет? Почему?

  1. Первое прочтение басни

Учитель читает басню выразительно целиком вслух для эмоционального восприятия

  1. Разбор содержания текста в целях понимания морали басни.

«Что вам понравилось в прочитанном?»

Все варианты ответов детей принимаются.

«А теперь давайте как следует разберемся, о чем здесь говорится. Давайте прочитаем первые 4 строчки еще раз».

Ребенок читает первые 4 строчки

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Про что говорится в этом отрывке? (про конец лета и наступление зимы) Как названа стрекоза? (попрыгунья). Что это значит? (она беззаботна). Да, она прыгает, веселиться, беззаботна и легка.

Что делала стрекоза летом (пела, пропела) Правильно, все лето она пела.

И вот лето закончилось, после лета что идет? (осень) А после осени? (зима) И так настала зима. Как автор пишет об этом? Найдите в тексте. (катит в глаза). Это образное выражение, что означает слово катить? (двигать) Так и зима - приближается, катится к стрекозе. Как автор описывает зиму? Давайте прочитаем следующие 4 строчки».

Дети прочитывают.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

«Что случилось с прежде зеленевшим полем? (помертвело) Правильно, помертвело, цветочки, травка отцвели, помертвели.

Найдите в этих четырех строчках, как жилось стрекозе летом? (под каждым листом спала и ела). Да, летом было много листьев и еды для стрекозы, но лето прошло, и наступила зима.

Дети читают строчки.

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

«Вот что стало со стрекозой. Наступила зима, стрекозе трудно стало искать себе еду и дом. Ей стало холодно, захотелось кушать, а весело летать, кружится больше не хотелось.

Дети читают.

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -

«Что же сделала стрекоза? К кому обратилась за помощью? (к муравью) Она пошла к муравью и что ему сказала – прочитайте. Как она обратилась к муравью? (кум) Кум и кума - так называли раньше друг друга люди, которые хорошо ладили между собой.

О чем попросила стрекоза? (собраться с силой до вешних дней) Вешние дни - это весенние дни.

Что ответил муравей стрекозе, давайте прочитаем».

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.

О чем спрашивает Муравей стрекозу? (работала ли она летом)

И что она ему отвечает? Прочитайте».

Дети читают.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».-

«Как на этот раз обратилась к муравью стрекоза? (голубчик) Голубчик - доброе обращение к приятелю, товарищу, которым пользовались раньше. Что она еще говорит муравью? (в мягких муравах у нас песни, резвость всякий час). Что такое муравы? Траву ласково называют травушкой, травушкой - муравушкой или просто муравушкой. Отсюда такое название. Значит в мягких муравах – это где? (в траве). Прочитайте эти строчки еще раз.

Чем же все закончилось? Давайте прочитаем дальше.

Учитель эмоционально прочитывает:

«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-

«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Муравей пустил к себе стрекозу? Помог ей? Как вы думаете почему? (потому что никто не любит бездельников).

Чему учит нас эта басня? Чтоб зимой не мерзнуть и не голодать, летом надо работать, а не бездельничать».

  1. Виды заданий по работе с басней после её прочтения и анализа

Составление плана

«В этой басне 4 части, найдите и назовите их».

«Найдите первую часть. Что делала стрекоза? Найдите вторую часть – Что настало с приходом зимы?».

Аналогично с остальными частями. Вопрос = заголовку плана.

План:

1. Что делала стрекоза летом?

2. Что настало с приходом зимы?

3. К кому пришла стрекоза?

4. Что ответил муравей?

(1 «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела».

2 «Нужда и голод настает… кому же в ум пойдет на желудок петь голодный»

3 «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она»

4 «Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши!»)


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: